Вот уже второй раз литераторы МГП собираются в Хорватии, чтобы всерьез поговорить о профессии.
Прежде чем начать лабораторные занятия, в городе Риеке состоялась встреча нашей делегации с русской диаспорой. В городском университете нас встречали представители Русского дома и любители русской словесности. Мы привезли книги и прочитали отрывки из своих произведений, но я не собираюсь публиковать дневник о нашем пребывании в этом прекрасном городе, просто хотелось упомянуть о поразившем меня радушии русских людей, волею судеб и обстоятельств оказавшихся там и живущих в Хорватии долгие годы, об их неподдельном волнении и жгучем интересе к произведениям, написанным на русском языке. Они слушали родную речь, листали страницы наших книг и у многих на глазах были слёзы…
Однако, к делу. На одном из литературных фестивалей в рамках мастер-классов уже была предпринята попытка создать коллективный творческий процесс, результатом которого должно было явиться некое произведение, готовое для постановки на сцене или к изданию в качестве пьесы. За дело взялись энтузиасты. Они растормошили солидных и молодых писателей, импровизируя на заданную тему. Было весело и шумно. Большинство из присутствующих включились в «игру с воображением», получая искреннее удовольствие от общения друг с другом… Исчезли скованность и застенчивость. Идеи сыпались, как из рога изобилия. И каждый искренне полагал, что именно на основании е г о придумки надо строить сюжет, действие и т. д.
Но дальше дело не пошло, ведь планировалось из процесса обучения в реале перейти к обучению посредством интернет и выстраиванию новой формы взаимодействия между учениками и преподавателями, чтобы результаты такой работы были реально осуществимы в театре, на телевидении или в кино. Понятно, что недельный курс, пусть даже самый интенсивный, не может выдать полный спектр знаний, которые необходимы для успешного завершения продукта, действительно достойного своего воплощения в отличном от книжного формате.
В чем причина стопора? В нежелании авторов постигать секреты мастерства, недоверие преподавателям или в чем-то еще? На эту тему можно поразмышлять или даже подискутировать. И я буду рад, если авторы – члены Гильдии – выскажут мнение по этому поводу.
Но продолжу. Творческая лаборатория на базе МГП была запущена и в этом году… Экспертами и мастерами выступили: Ваш покорный слуга – Михаил Серебро; Герман Садченков – режиссер кино и ТВ, продюсер; Михаил Сафронов – актёр и журналист, хорошо известный поклонникам многосерийных телефильмов, среди которых «Закрытая школа», «Кухня», «Черкизона», «Маргоша» и др.
На мой взгляд, лаборатория справилась с поставленной задачей на отлично. В полном смысле этого слова – суровые профессионалы не щадили участников, указывая на ошибки и неудачи, ничего не пропуская, и особо не подыскивая слова. Мне понравился Герман Садченков. Его советы, замечания, даваемые в достаточно жёсткой и независимой манере, по моему наблюдению, принесли немало пользы участникам семинара.
Один пример – Питчинг. Конкурс сценарных заявок, защита кино-проектов. Победителей не было. Но заявки на кино-проекты были скрупулезно проанализированы. И в принципе любой из представленных проектов имел право на существование. Но все же отмечу, что наибольший полезный опыт из Питчинга несомненно вынесли те участники, которые на нем присутствовали. Авторы же, принимавшие участие только в заочном формате, в большинстве своем по итогам смогли получить лишь сухую статистику: «да» или «нет», при этом так и не постигнув собственные огрехи, что, скажем, вряд ли будет способствовать дальнейшему их продвижению, хотя все может быть… Впрочем, не буду отрицать, что и среди заочных были довольно-таки сильные работы. Но это отдельный разговор, и их авторы уже получили относительно себя сообщения, посланные из секретариата МГП.
Второй пример – Конкурс Буктрейлеров – т. е. небольших видеороликов, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств. Конечно, нашим участникам было трудно, и не каждый смог добиться реализации поставленной задачи. Мне думается, что советы по созданию видео от режиссеров Германа Садченкова и Ольги Татарниковой были полезны и в будущем обязательно принесут свои плоды.
И, наконец, результат… Был ли он? Наметился ли? Останется ли что-то у моих товарищей после того, как они разъехались по городам и весям?..
Будучи одним из судей литературного конкурса «Её величество книга!», в течение года я читаю много произведений коллег-писателей и стараюсь быть объективным. Но, как говорится, сердцу не прикажешь. Мне чрезвычайно по душе проза Ирины Лежава. Её умение рассказать историю человеческих взаимоотношений просто и убедительно, так, чтобы за кажущейся простотой не пропала нежность и тонкость чувств персонажей. И потом эти неумолкающие гул и ритм Тбилиси, подложенные под строчки, о чём бы она ни писала…
К чему это я? Мне показалось, что, будучи талантливым человеком, не изменяя своим вкусу и стилю, она держит открытыми душу и сердце, буквально впитывая реалии сегодняшнего дня. Казалось, чему могут научить её, признанного мастера, случайные педагоги на редких занятиях нашей творческой лаборатории? Однако, я видел собственными глазами и слышал своими ушами, как в диковинном новообразовании, именуемом с и н о п с и с, она (она!) правила буквы и слова, в связи с тем, что услышала от молодого человека, волею судеб оказавшегося её лектором. Я не думаю, что от этого она станет писать еще лучше. Да и не то была цель! Но я лишний раз убедился, что к тому, чем она занимается, она относится уважительно. Её отношение может послужить примером всем нам. И тогда польза от таких занятий будет несомненно.