Лада Баумгартен: Для меня читать – равнозначно дышать

Лада Баумгартен – писатель, президент МГП, издатель.

Моисей Борода: Лада, я не первый год в МГП, у нас с вами накопился серьёзный «стаж» совместной работы: три фестиваля в Грузии – со всей более чем серьёзной подготовкой, «Грузинский день» нашего Бохумского фестиваля. Журнал «Новый Ренессанс». Литературные конкурсы. Другие фестивали. Мои наблюдения «на дистанции» – фестивали, в которых я не принимал участие… И каждый раз я с радостью отмечаю вашу способность мгновенно оценить идею (подчас весьма романтическую), её перспективы. И не перестаю удивляться способности одновременно руководить многими проектами. (К вашей писательской деятельности мы ещё вернёмся).

Кажется, что это – врождённые качества. А что думает по этому поводу Лада Баумгартен?

Лада Баумгартен: Знаете, Моисей, насколько помню себя с детства, вечно что-то мне не давало жить размеренной жизнью. Я сама любила перевоплощаться в разные образы, наивно еще по-детски придумывала различные сюжеты и разыгрывала их с куклами, привлекала к своим неординарным проектам соседок-подружек. Помнится, у нас во дворовой калитке было посередке что-то вроде окошечка на улицу, и уж больно напоминало оно расписное оконце бабушки-сказительницы, ну в точь, как в киносказках у Александра Роу: «В году таком-то, неведомо каком, в тридевятом царстве…» Так вот кто-то из нас высовывался в окошечко и на всю улицу вещал, что в час такой состоится представление… И мы очень серьезно готовили каждое свое выступление – с песнями и танцами, иногда с цирковыми номерами, конечно, родители и соседи на таких наших праздниках были в первых рядах.

Моисей Борода: То есть художественное, творческое, более того – ярко театральное уже с детских лет заявляло о себе, рвалось наружу!

Лада Баумгартен: Со временем все это стало преображаться – в школе пошли тематические программы, ну и т.д. По идее, в лидеры никогда не рвалась, но каким-то образом умудрялась в них оказываться. Ну и скажу по секрету – изучать разные учебные дисциплины мне было не столь интересно, как участвовать во внеклассной работе.

Моисей Борода: Международная гильдия писателей, которой вы уже годы руководите, стала без преувеличения уникальным объединением творческих людей в масштабах планеты. По-видимому, в обозримом будущем может не остаться стран, в которых мы не были бы представлены – во всяком случае, стран, в которых так или иначе может развиваться русскоязычное литературное слово. Как создавалось МГП, какой идеей вы руководствовались?

Лада Баумгартен: Сначала зародился фестиваль «Русский Stil», объединивший писателей зарубежья, но, как оказалось, что идея такого объединения привлекла не только авторов, проживающих вне России, но и соотечественников из стран СНГ. Стали поступать просьбы о присоединении. Дальше-больше, один раз в год фестиваль – как-то показалось маловато… А сообщество между тем растет, поступают новые  предложения. Мы собираемся – их осмысливаем, ну и что-то постепенно воплощаем. Когда набрали, так сказать, критическую массу, поняли, что пора перерастать в организацию, так появилась ГИЛЬДИЯ.

Моисей Борода: Вы руководите созданным вами издательством Stella-Verlag, на счету у которого многие десятки замечательно изданных книг. Как пришла к вам идея издательства – в век, когда ценность КНИГИ, как таковой, пала так низко?

Лада Баумгартен: Я выросла на книгах, и для меня читать – равнозначно дышать. А раз собрались вокруг писатели, надо каким-то образом найти и выход к читателям. Есть цель, задача определена. А как сказал прославленный учитель красноречия Квинтилиан: «Учиться никогда не поздно». И начали постигать новое для себя ремесло – книгоиздание. Я вообще считаю, что нужно, просто необходимо расширять свои горизонты и открываться новому, причем это важно не только для внутреннего развития, но и для полнокровной насыщенной жизни. Оглянитесь, что происходит вокруг: люди практически не отрываются от смартфонов. Они живут в виртуальной реальности. Но от такой жизни мозг человека изнывает от скуки, грустит, а в итоге делает вывод, что он, собственно, не нужен и, фигурально выражаясь, ликвидируется. Мне скучно заниматься перепостами и читать чужие мысли, у меня есть свои, а если уж нахожу что-то интересное, то над этим думаю, анализирую и сопоставляю. И источниками служат книги. Так что без них все равно никак. Поэтому говорить, что ценность книги падает, пока рано, да – книга трансформируется и уходит в иные форматы, но живет.

Моисей Борода: Журнал МГП замечателен – так говорят все, с кем я сталкивался, и, конечно же, это круг, далеко выходящий за пределы Гильдии. Журнал замечателен разносторонностью тем, высоким литературным качеством, открытостью талантам, исключительным качеством дизайна (не перестаю восхищаться художественным талантом вашего сына!), полным отсутствием свойственного подчас «толстым» литжурналам снобизма. Как рождался журнал? Каковы, по-вашему, его перспективы?

Лада Баумгартен: Для журнала мы собираем материалы по нашим авторам, они же и подписчики – члены МГП. Уникальность издания еще и в том, что в нем только эксклюзивная информация, мы не собираем тексты по сети интернет, как это часто делают другие. Мы поставили для себя цель – превратить журнал в трибуну для авторов. Да, в интернете сейчас опубликоваться может каждый, но это, как мне кажется, ставит в один ряд и достойного автора, умаляя его талант, и графомана. «Цензура» в хорошем смысле и критика – понятия не сетевые. «Обливание помоями» и троллинг – да, но не более. Читатель «кушает» то, что ему втюхивают. А нередко методом грамотного втюхивания раскручиваются посредственности. «Не воспитанный» читатель принимает посредственность за норму, хуже, если за образец.

А вот в печатном издании – напечататься проблематично, и часто за это надо платить. То есть цепочка: текст-гонорар не везде и не всегда работает. А уж если анонсировать свою книгу или творчество, ведь у нас, в том числе публикуются художники и фотографы, а поэты – стихи вообще практически не издают… то для такой цели наш «Новый Ренессанс» – оптимальная площадка.

Моисей Борода: На счету МГП – литературные фестивали во многих странах мира. География их постоянно расширяется. Каким вы видите дальнейшее развитие в плане фестивалей широкого творческого профиля (не только литература, но и кино, театр, и т.д.)

Лада Баумгартен: Мы уже давно отошли от чисто литературного статуса. Когда мы поняли, что объединили всех творцов – в том числе музыкантов, художников, актеров, режиссеров и т.д., то стали называть наши акции фестивалями искусств. Мы креативим  и придумываем необычные номинации для конкурсов, а так же пытаемся давать новые знания писателям посредством мастер-классов. И снова вернусь к ставшей уже поговоркой фразе, что учиться никогда не поздно. Познание нового – это способ раздвинуть грани возможного, применить на практике иные формы донесения своего творчества до интересующейся аудитории, заявить о себе и, не тихонько что-то прошептав в уголку, а на весь мир, и так, чтобы тебя заметили и оценили. Если «не быть на коне» и не поспевать за современным миром с его новыми технологиями, то ты, как был никем, так никем и останешься… Рынок правит миром, рынок жестокой конкуренции, и в творчестве в том числе. А ведь мы хотим не только пиарить себя, но как сказал поэт Некрасов, сеять разумное, доброе, вечное. «Сейте! Спасибо вам скажет сердечное русский народ…» Это как раз и относится к нам, «сеятелям» знаний в народе – просветителям, поэтам, прозаикам. Ведь, если ничего не предпринимать, то общество деградирует в хаос и насилие. Головы заполонит то, что превратит гомосапиенса, человека разумного, в бездушное и бездумное существо, подчиняющееся тому, кто умеет править умами. Поэтому наша задача грамотно «сеять», и с хорошим результатом.

Моисей Борода: Одно из особенных направлений МГП является сотрудничество с деятелями грузинской культуры. Три фестиваля, проведенные совместно с Союзом Писателей Грузии (последний – также и в сотрудничестве с уникальным Музеем Истории Евреев и Грузинско-еврейских отношений). «День грузинской культуры» в рамках фестиваля «Русский Stil» в 2017-м году в Бохуме..

Я хорошо помню, как это начиналось, когда я, ещё пусть и не совсем без году неделя, но, скажем, без года почти год, написал вам – был это 2013-й – о возможности пути МГП в Грузию, творческих контактов с грузинскими собратьями-литераторами, и даже об издании совместного сборника. Думаю, любой другой бы вежливо «отшил» инициативу – «кто знает, чем обернётся это (сомнительное) предприятие? Что оно принесёт (кроме трат)? Личная убеждённость одного фанатика ещё ничего не значит – как раз наоборот: сулит риск». А вот вы поддержали идею с самого начала, вы сразу увидели её в развитии – и поддержали не только духовно, но и вполне материально – решением издать сборник, и организационно. Не будь этой поддержки – кто знает, узнали ли бы члены МГП Грузию, познакомились бы грузинские коллеги с нашей деятельностью? И какой успех был уже у первого фестиваля! Да и потом – чего стоила ваша поддержка идеи «Дня Грузии» на Бохумском фестивале! Эта способность увидеть новые идеи в развитии, готовность даже при неполном знании принять решение в пользу нового – эта способность у вас врождённая?

Лада Баумгартен: Врожденная?.. Этот вопрос, скорее, к родителям. Опять же – если рассматривать буквально… По воспоминаниям мамы, такого вертлявого ребенка у нее не было, хотя у нее еще три сына. Помню истории, как во время пеленания при включенном телевизоре девочку-непоседу будто магнитом разворачивало к экрану. Значит, познавать новое, а не просто лежать в люльке, можно сказать – с рождения. Хотя на сегодняшний день – телевидение ушло из моей жизни, то есть – совсем. Причины пояснять не буду, уверена, у многих интеллектуальных и думающих людей, независимо от страны проживания, они идентичны. Но зато я открыта для свежих идей. Понимаете, я всегда хотела жить своей полнокровной жизнью, не навязанной извне; вращаться в кругу интересных людей, испытывать собственные эмоции: любить и радоваться, грустить и плакать, и неизменно удивляться. Если тебя способно что-то удивлять, значит, ты ЖИВ! Возможно, я больше, чем надо, доверчива, но с другой стороны: кто не рискует, тот не пьет шампанское. Рисковать важно. Если бояться, можно упустить свой уникальный шанс, поскольку судьба может больше и не расщедриться. Да, бывает, что порой риск граничит с безрассудством. Например, лезть в пасть дракона ради пары золотых монет – это не мое, и вовсе не риск – это глупость. Да и потом, не все меряется деньгами. Я люблю дарить людям радость, и сама радуюсь, когда вокруг всё наполнятся счастьем. Разве это не то, ради чего вообще стоит жить?..

Моисей Борода: Подготовленные МГП сборники совместных работ «Путь дружбы», «Крестовый перевал», «Под небом Грузии» вызвали подлинный интерес более чем взыскательной грузинской публики. Я говорил и после фестивалей со многими друзьями, знакомыми – все отзывы были единогласны: замечательно. Я исключительно рад тому, что уже три автора из Грузии стали членами МГП – Манана Дангадзе (чья книга стихов в русских переводах Владимира Саришвили вышла в издательстве Гильдии), Паола Урушадзе и Пётр Хотяновский.

Каким видятся вам перспективы нашего, начатого ещё в 2015-м году пути в Грузию? Перспективы, определённые политиками, здесь, мягко сказать, не блестящи, а это так или иначе среда, в которой приходится действовать.

Лада Баумгартен: Мы только за дружбу и развитие отношений с Грузией и Закавказьем в целом. На данный момент необходимо переработать весь накопленный опыт, выявить, как слабые, так и сильные места и, конечно, придумать новые ходы. Да, политики играют в свои игры, тасуя народы, будто фигуры на шахматном поле – и отклики этой игры очевидны. Мы и хотели бы повлиять, и, может быть, в какой-то степени нам это даже удастся. Ведь по большому счету обычные люди хотят, в противовес горстке сильных мира, спокойного течения жизни и дружбы с соседями, а не кровопролитий.

Моисей Борода: Политикам – во всяком случае, некоторым – ходить бы на наши фестивали! Возможно, поняли бы что-то. Хотя куда там! – у них и времени на культуру, как правило, нет. Насчёт потребности тоже не поручусь. Впрочем, может быть, в самом деле, пригласить пару топ-политиков на наш будущий тбилисский фестиваль?

Лада Баумгартен: Моисей, я не раз заявляла, и впредь буду придерживаться той же мысли: культура должна оставаться вне политики, только так она может быть мостом между странами.

Моисей Борода: Ещё раз о нашем фестивале «Под небом Грузии». В его рамках прошёл с исключительным успехом вечер «Грузия-Израиль», организованный нами совместно с Музеем истории евреев в Грузии и грузинско-еврейских отношений. Успех был действительно очень большой – и выступления наших авторов, продемонстрировавших широту творческих интересов, высокий уровень текстов, и в целом организация вечера. Он остаётся в памяти участников, а это много значит. С радостью вспоминаю гостеприимство директора музея, профессора Гиви Гамбашидзе, известного в Грузии и за её пределами учёного, показавшего членам Гильдии воссозданный под его руководством музей, его приветственное слово, в котором он подчеркнул важность инициатив МГП, его заключительные слова признательности.

В этом вечере сошлись два направления деятельности МГП: «грузинское» и «еврейское». Как первое, так и второе для МГП неслучайны, более того – принадлежат к магистральным направлениям активности Гильдии. О первом, «грузинском» пути, мы говорили выше. А как и когда зародился «еврейский» путь?

Лада Баумгартен: Почти сразу. Едва ступила на немецкую землю, еврейские коллеги – первые, кто принял меня в новую среду. И по мере узнавания людей, их традиций и мировоззрения я все большее уважения испытывала к этому народу. Да, это было именно так! Спустя два года, мы уже в своем кругу, шутя, называли себя еврейским издательством, хотя при этом были другими… по национальности. Но… на данный момент – я бы затруднилась достоверно идентифицировать свою так называемую – национальность. Я – русская с немецким гражданством. А тяготею к космополитам. То есть независимым и свободным от местечкового влияния и амбиций людям, относящимся с пониманием к любым пристрастиям и предпочтениям окружающих, таким образом, оказывающим в первую очередь уважение индивидууму, а не национальной или территориальной принадлежности. Космополиты – не признают расовые, политические, национальные и другие подобные привилегии. Для нас неприемлемо унижение, преследование и ущемление в правах по цвету кожи (волос, глаз), вероисповеданию, умственным или физическим недостаткам, заблуждениям или убеждениям, личным пристрастиям (если они, конечно, не оказывают отрицательного влияния на других людей), традициям и увлечениям. В основе космополитизма лежит объединение человечества. При этом данная идеология не исключает любви к своему родному народу и стране. Иными словами, мы – это те, для кого общественное благо является высшим мерилом для оценки и соответствует всечеловеческим интересам.

Моисей Борода: В наших фестивалях с самого начала принимала активное участие  зав. отделом поэзии журнала «Литературный Азербайджан» Алина Талыбова. Будучи большим другом МГП, она выдвинула идею будущего фестиваля МГП в Баку. Каковы перспективы в этом плане? Я знаком с русскоязычной прозой азербайджанских авторов (не переводной – оригинальной русскоязычной): она впечатляет высоким уровнем!

Лада Баумгартен: Это свежее предложение, и над ним надо подумать.

Моисей Борода: В последнее время у нас установился хороший творческий контакт с организацией русскоязычных литераторов Америки – ОРЛИТ-ой. В частности, в «Новом Ренессансе» публиковалось интересное эссе Веры Зубарёвой, посвящённое Белле Ахмадулиной, на портале ОРЛИТы – появлялись наши публикации. Как вы считаете, может ли стать это началом «открытия Гильдией Америки»?

Лада Баумгартен: Безусловно! Если вы помните, год назад мы начали работать в американском направлении. И если бы не жесткие санкции и ряд иных политических мер, которые были, по моему мнению, направлены отнюдь не на дружбу народов, а на раздор, то мы уже сейчас были бы в Нью-Йорке. И все-таки, я думаю, наше время придет, и мы в ближайшем будущем отправимся «покорять» – в хорошем смысле – американский континент.

Моисей Борода: Лада Баумгартен – руководитель МГП. Организатор проектов. Инициатор и руководитель фестивалей. И – Лада-писатель. Автор уже нескольких книг, с удовольствием читаемых. Писательство – оно началось в детстве? И если да, что это было: проза? стихи? Помните своё первое стихотворение / первый рассказ?

Когда Лада Баумгартен ощутила (призналась себе): я – писатель?

Лада Баумгартен: Я, как и все, начинала со стихов. Но это было, скорее, как у чукчи, – что вижу, то и пою, правда, в рифму. Но стихи – это детсадовский и школьный периоды. Первое стихотворение было, по-моему, про воздушные шарики. Мои старшие братья, как-то увидели по телевизору, что шарики умеют летать, а если к ним привязать человека, то он полетит вместе с ними. Сами рисковать не захотели, поэтому привязали меня за воротник к связке шариков, водрузили на крышу и запустили в небо, правда… получилось все совсем наоборот – вместо неба, я «хорошо» приземлилась в глубокий сугроб. А девочка я впечатлительная. Я уже нафантазировала, как буду парить в поднебесье… В виду несбывшихся надежд, фантазии вылились в стихи. Что касается признания себя писателем – честное слово, не признавала. Очень удивилась, когда на одном и мероприятий услышала: «А сейчас перед вами выступит писатель…» Это и удивило, и обрадовало. Если меня признали, значит, я чего-то добилась…

Моисей Борода: Лада – руководитель. Лада – издатель и предприниматель. Лада –  писатель. И Лада – мама (одарённого сына). И Лада – супруга/хозяйка. Как последние сочетаются с тремя первыми?

Лада Баумгартен: Неважно сочетаются. На всё не хватает часов в сутках. Вы ведь уже поняли, я не могу делать что-то кое-как. Если плохо, то уж лучше вообще не делать – сиди и учись…

Моисей Борода: И традиционные вопросы под занавес: любимые книги – которые хочется перечитывать и перечитывать?

Лада Баумгартен: Я не люблю читать по второму разу, даже если что-то и понравилось. Я могу вычитывать свою рукопись хоть 10 раз подряд, но понимаю, что по-другому не могу – натура!..

Моисей Борода: Любимая музыка (жанры, композиторы)?

Лада Баумгартен: Регги, джаз, блюз.

Моисей Борода: Любимые кинофильмы?

Лада Баумгартен: Не увлекаюсь.

Моисей Борода: Особые интересы (политика? история? …?)

Лада Баумгартен: Духовное развитие и все, что с этим связано.

Моисей Борода: Качества, которые вы больше всего цените в людях?

Лада Баумгартен: Честность, ответственность, умение держать слово.

Моисей Борода: Качества, которые для вас категорически неприемлемы?

Лада Баумгартен: Я бы не ставила так вопрос. Дело в том, что любому поступку есть подоплека. Нравится она нам или не нравится. Я придерживаюсь принципа: «У каждого своя правда». И даже, если человек поступает так, как мне бы совсем не хотелось, это не значит, что моя позиция верна. Просто я расцениваю ситуацию со «своей колокольни». Возможно, что он поступает так или иначе в силу своего характера, или же воспитания, а может быть, принципов или каких-то одному ему ведомых догм. Я могу найти объяснение любому поступку, как следствию. А у следствия, как правило, есть первопричина – и проистекать она может совсем не из человеческих качеств. То есть, как пример: человек солгал, но солгал именно в этой ситуации, на самом деле он не закостенелый лжец, и кощунственно его назвать лжецом. Понимаете о чем я?

Моисей Борода: Да, конечно. Многое бывает в жизни человека, что может его толкнуть даже на очень тяжёлые в моральном плане поступки. О физических воздействиях, угрозах, пытках я уже не говорю. Но вот когда человек без угроз, просто под влиянием сиюминутной выгоды – да пусть и дальней – «кидает», предаёт, и пр. –  это уже совсем другое. И всё же вы, наверное, правы: попытаться понять другого в его таких поступках важно. Должен, однако, заметить, что это редкое качество.

Лада Баумгартен: Я думаю, что не вправе ни судить, ни обвинять, ни отторгаться. Моя задача – понять человека. Хотя… еще совсем недавно на некоторые вещи я очень даже сильно обижалась и в том числе на качества или черты характера. Но жизнь – не стоит на месте, меняется она, а с ней меняемся и мы. Правда, если мы этого хотим.

Моисей Борода: Спасибо Лада, за во всех смыслах интересную беседу.

Лада Баумгартен: Спасибо и вам за вопросы.

 

Логин

Забыли пароль?