Серебро Михаил Семенович (1931–2020)

Михаил Серебро (1931–2020), актёр, режиссёр, драматург и писатель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1975), член Союза журналистов РФ, Союза театральных деятелей РФ, Президент Международной гильдии писателей (до 2020 г.)

Биография

Родился 23 января 1931 года в г. Нальчике Кабардино-Балкарской АССР, куда после окончания Ленинградского педагогического института была направлена его мать. В 1944 году переехал в г. Николаев.
В 1944 году поступил в Севастопольскую Школу юнг, после ее окончания проходил службу на флоте. По окончании обучения освоил профессию кораблестроителя.
Позже окончил ГИТИС и Высшие режиссёрские курсы. Своими педагогами считал режиссёра, доктора искусствоведения, народную артистку РСФСР Марию Осиповну Кнебель и режиссёра, публициста, народного артиста СССР Андрея Александровича Гончарова.
В последние годы (с 2000 года) жил в Германии, город Нюрнберг.

Семья

Супруга – Саенко, Маргарита Ивановна.

Карьера

В качестве режиссера-постановщика Михаил Серебро поставил ряд спектаклей на московских сценах и в театрах многих городов России и за ее пределами. Спектакли, в частности, шли в столичном театре «Эрмитаж» – «Игра» Д. Гибсон, «Венгерская рапсодия» И. Донаи (Премия Министерства культуры Венгрии), «Три классика о любви» – Толстой, Чехов и Бунин); в Московском областном Театре Комедии, в Брянском областном театре – «Банкрот» (по Островскому), «Спроси себя», инсценировки книг В. Гюго, в театрах Краснодара, Севастополя и др.
Сам много лет прослужил актером в областном театре г. Николаева.
В 1964 году – актер Краснодарского театра драмы.
В 1982–1984 годах – главный режиссер Северодвинского драматического театра.
В 2010–2020 годах – президент Международной гильдии писателей.

Театральные работы

В качестве режиссера-постановщика в Театре «Эрмитаж»:
«Игра», Д. Гибсон;
«Венгерская рапсодия», И. Донаи;
«Три классика о любви», Толстой, Чехов, Бунин.
В качестве режиссера-постановщика в Брянском областном театре:
«Банкрот», А. Н. Островский;
«Спроси себя», В. Гюго.
В качестве главного режиссера Северодвинского театра:
«Банкрот», А. Н. Островский;
«Наедине со всеми», А. Гельман;
«Отпуск по ранению», В. Кондратьев;
«Восемь любящих женщин», Р. Тома;
«Поверю и пойду», Р. Солнцев;
«Последний парад», А. Штейн;
«Рояль в открытом море», Л. Соболев;
«Репортаж с площади Мобэр», Д. Медведенко.

Литературная деятельность

Одновременно с театральными работами Михаил Серебро активно занимался литературной деятельностью. Профессионалами высоко отмечены следующие его избранные произведения:
«Крымская рапсодия»;
«Бастарды»;
«Еврейская четверть»;
«Здесь, под небом чужим»;
«По дороге на тот свет»;
«Лицедеи».

Отзыв о книге «Московский рэгтайм» литератора, журналиста, редактора, члена Международной гильдии писателей Анатолия Сигалова…

Общественная деятельность

«Михаил Серебро впервые обратился к нам с просьбой отпечатать в издательстве Stella свою книгу, потом вторую, третью. Когда начинается сотрудничество, совместное прочтение рукописей, подготовка к печати, а ты к тому же сама обожаешь книги – то сразу и невольно проникаешься не только судьбой персонажей и их историей, но и, конечно, самим автором. Мы стали переписываться, иногда созваниваться и даже встречаться, чтобы поговорить о литературе или истории, о чем-то пофилософствовать или же поразмышлять о жизни. С Михаилом Серебро всегда было интересно; его богатый жизненный опыт становился той основой, когда можно было, отрешившись ото всего, просто слушать его приятный, профессионально поставленный голос и наслаждаться четко выстроенным повествованием – это в какой-то степени, да – своеобразный театр одного актера, но в такие минуты отчетливо понимаешь, что становишься не просто зрителем или слушателем, ты уже соучастник…» – ответственный секретарь МГП Лада Баумгартен

Награды

За заслуги в области театрального искусства в 1975 году присвоено звание Заслуженный деятель искусств РСФСР.
За заслуги в области культуры и многолетнюю плодотворную работу в 2012 году присвоено звание Почетный кавалер Международной гильдии писателей.

Членство в творческих организациях

Член Союза журналистов РФ.
Член Союза театральных деятелей РФ.
С 2010 года по 2020 годя – Президент Международной гильдии писателей (МГП, Германия).

Воспоминания

…Я обожал театр. И вот однажды, когда до начала спектакля оставалось каких-то пару часов, в моё укромное местечко просунул голову помощник режиссёра и торжественно произнёс:
– Ну, вот! Сбылась мечта идиота. Сегодня вечером ты, наконец, выйдешь на сцену. Видит Бог, я был против. Но так распорядился главный режиссёр.
Как потом выяснилось, заболел актёр, игравший почтальона. Заменить его было некем – вся труппа была занята на спектакле в подшефном колхозе. Решили рискнуть и выпустить меня. Впрочем, риск был невелик. Роль маленькая, чтобы не сказать крошечная. С сумкой на плече я должен был войти в «комнату» и произнести всего два слова: «Вам письмо». Затем вручить находившемуся там человеку письмо и уйти. Всё. Но, что ни говори, первая роль! Да ещё со словами…
И вот я стою «на выходе» и жду своего «дебюта». Рядом помощник режиссёра. На мне почтовая куртка, форменная фуражка и сумка с газетами и письмами.
– Выйдешь и скажешь: «Вам письмо», – шепчет рядом помреж. – И всё. И уйдёшь. Не вздумай ничего наигрывать. Никакой самодеятельности. Уходи.
В который раз он ощупывает меня, проверяя всё ли на месте – сумка, фуражка. Письмо… И вот, наконец…
– Внимание! Почтальон, приготовились. Реплика. Пошёл!
Но не тут-то было. Ноги у меня сразу стали ватными, и я не смог двинуться с места. Помреж тихонько толкнул меня, и я «пробкой» вылетел на сцену. По пути сбив стул, я ухватился за край стола и замер. Молчу.
– Вам письмо… – подсказывает суфлёр.
Молчу.
– Отдай ему письмо!.. – в бешенстве шепчет помощник режиссера.
Стою и молчу.
– Письмо! Письмо! – уже громко подсказывают актёры, стоящие за кулисами.
– Отдай ему письмо, парень и иди себе… – посоветовал кто-то с галёрки.
А девочка из первого ряда подошла к авансцене и сочувственно произнесла:
– Мальчик, отдай дяде письмо…
Наконец не выдержал партнёр, стоявший у «окна», спиной ко мне.
– Вы мне письмо принесли? Так давайте его сюда.
Ещё чего?! Здесь должны быть мои слова! А он порет какую-то «отсебятину». Хамство какое! Одной рукой я ещё крепче ухватился за стол, а другой – прижал письмо к груди.
Закрыли занавес. От стола меня отрывали несколько человек. А рядом, как безумный, хохотал главный режиссёр:
– Правильно, молодой человек! Боритесь за свой текст до конца. Завтра же приходите ко мне в кабинет. Надо подумать о вашем будущем!..

Высказывания

В чем секрет успеха творческого человека? В верности самому себе, своему призванию и таланту. Совершенству нет предела. «Следовать своей дорогой» – удел и обязанность любого писателя. И на этом пути совершенствовать свой стиль и манеру изложения текста – долг серьёзного писателя. Попытка кому-то подражать, менять стили и формы повествования – не более, как цирковой номер, и не имеют к творчеству никакого отношения. Успех ждёт только на пути собственного совершенства.
Я пишу лишь про то, что видел сам или участвовал в этом.

Библиография

«По дороге на тот свет» ББК 84.4 (4Укр-4Оде-2Оде=Рус)624-4-6-я-44. С32, Одесса, 2002 г., изд-во «Друк».
«Еврейская четверть», Москва, 2004 г., изд-во «ЭКСпромт», ISBN 5-98504-000-1.
«Здесь, под небом чужим», Москва, 2006 г., изд-во «Академкнига», ISBN 5-94628-267-0.
«Бастарды», Мюнхен, 2008 г., изд-во Rosemann press ISBN 978-3-938-751-13-8.
«Крымская рапсодия», Мюнхен, 2009 г., изд-во Rosemann press ISBN 978-3-938751-11-4.
«Лицедеи», Мюнхен, 2010 г., изд-во Rosemann press.
«Алмазы для святого Николая», Германия, 2011 г., изд-во Stella, ISBN 978-3-941953-33-8.
«Осколки», Германия, 2012 г., изд-во Stella, ISBN 978-3-941953-59-8.
«Московский Рэгтайм», Германия, 2013 г., изд-во Stella, ISBN 978-3-944121-76-5.

Ссылки

М. Серебро: Следовать своей дорогой
М. Серебро: Игра с воображением
А. Сигалов: М. Серебро «Московский рэгтайм»

Логин

Забыли пароль?