Валентина Бендерская: эскалация творчества

Поэтами рождаются или поэтами становятся? Кто знает… Наверное, у каждого человека есть поэтический дар, только он может не «проснуться» совсем или —  открыться совершенно неожиданно. В любое время жизни. У нее — открылся.

От Житомира — до Тель-Авива. От провинциальной девочки, упорно и много лет обучавшейся музыке и другим наукам, до известной в Украине женщины — музыкального теоретика и поэта, члена Союза русскоязычных писателей Израиля и Международной гильдии писателей. От преподавания теории музыки, создания хоровой студии и при ней хора мальчиков и юношей, оперных постановок и мастер-классов, разработки оригинальной методики преподавания теории музыки — до нескольких сборников своих стихов и переводов, хорошо знакомых любителям поэзии в Украине, Израиле, Польше, Германии. Это признание говорит о таланте и труде, конечно. Таков впечатляющий творческий путь Валентины Бендерской — яркой, жизнелюбивой женщины, интересного, самобытного поэта, известного в широких творческих кругах, — ныне живущей в Израиле. Поэзия, музыкальное творчество и активная общественная деятельность и сегодня составляют основу её насыщенной событиями жизни.

Между тем, жизненный путь, приведший ее к себе сегодняшней, был отнюдь не усыпан розами, хотя и по-своему уникален.  Валентина родилась в маленьком украинском городке Бердичеве. Из-за работы отца семья переехала в Кемерово, прожила там двенадцать лет и вернулась в Украину. Переезды, открытия, увлечения сопровождали ее жизнь. Валя росла веселой, общительной, жизнерадостной и собирала вокруг себя людей. Очевидно, уже в детстве в ней родилась ментальность лидера, борца и творческого человека, что отразилось в будущем. Она получила хорошее музыкальное образование, окончив Житомирское музыкальное училище с отличием, получила специальность преподавателя теории музыки, сольфеджио и фортепиано. Затем были годы увлеченного преподавания в музыкальной школе. Но самым главным событием в тогдашней жизни Валентины стала любовь. В ранней юности она влюбилась в будущего мужа Михаила Бендерского, и он стал для нее всем — строгим учителем, нежным любовником, заботливым и верным другом. Они прожили тринадцать лет, и это были, по признанию Валентины, самые счастливые годы ее жизни. Он был рядом всегда: она набиралась опыта в преподавании — муж был рядом, обучая ее выдержке и расширяя кругозор; Валентина училась в университете культуры и искусств — он был рядом.

В 1971 году родилась дочь, и Михаил стал прекрасным отцом. А потом они с мужем основали хоровую студию «Струмочок», костяк которой составил хор мальчиков и юношей, покоривший впоследствии всю Украину, и без помощи супруга Валентина вряд ли смогла это сделать. Словом, он был главным человеком в ее жизни.

Но жизнь — в самом деле странная штука, и странность ее в том, что как будто некое сверхсознание, посмеиваясь, наблюдает за нами, не допуская  гармонии существования — ей нужны жертвы. Поэтому за счастьем следует несчастье. И для человека важно, как он его перенесет.

В 1985 году трагически погиб муж Валентины. Она осталась одна. Оглушенная горем, все-таки нашла в себе силы вернуться к жизни. Благодаря жизнелюбивому характеру, она отдалась воспитанию детей, затем внуков, с головой ушла в творческую работу. И никаких страданий на виду у людей.

Поэтический дар обнаружился в Валентине Бендерской, никогда не писавшей стихов, неожиданно. Она точно знает когда, но затрудняется ответить почему. Однако это было совершенно естественно, следуя нашим размышлениям о «странностях жизни», точнее, не нашим, а Мишеля Монтеня, ну да это не столь уж важно. С кипучей и чувственной творческой натурой Валентины это и должно было произойти. Нужен был только случай.

В 2009 году, когда дочь и внуки уже не нуждались в ее помощи, Валентина вдруг остро ощутила пустоту и одиночество. И из нее полились стихи — тонким прозрачным ручьем, постепенно превращавшимся в водопад. Причем стихи прекрасные, судя по тем, что вошли в ее сборники, и тем, которые читает она на поэтических вечерах. Поэтический дар будто вырвался наружу. Она пишет стихи по вдохновению, а вдохновение, похоже, не покидает ее никогда.

Валентина не заканчивала литературных учебных заведений и это хорошо, потому что профессионализм часто убивает самобытность и искренность, особенно в поэзии. А ее стихотворения, обладающие свойственным только ей ритмическим построением, отражающие чувства, эрудицию и интеллект, а также восприимчивость автора ко всем сторонам жизни — необыкновенно искренни и оптимистичны. У нее много лирических стихотворений о любви, вдохновенных стихов о природе, о событиях, происходящих в мире и в ее родной Украине. Буквально все ее произведения призывают человека любить, творить и видеть красоту нашего мира, несмотря на всё его несовершенство.

Она любит читать сочинения сама, и читать стихи для нее так же важно, как и писать их. Так делали Ахматова, Ахмадулина, Казакова и другие поэты-женщины, которые писали произведения душой, передавая в голосовых интонациях важнейшие для них вибрации своего состояния, собственных мыслей. Кстати, будучи творческим человеком абсолютно самодостаточным, Бендерская прекрасно ориентируется в современной поэзии, а также имеет кумиров из прошлого. Обожает стихи Марины Цветаевой, Осипа Мандельштама, а Иосифа Бродского называет своим «духовным учителем». Ко многим современным поэтам она относится с большой симпатией, выделяя Леонида Колганова.

С двумя сборниками стихов «Фрея» и «Стихи из мусорной корзины» Валентина Бендерская стала членом Союза русскоязычных писателей Израиля, а с третьей книгой  «Асфодели непознанный профиль» – Международной гильдии писателей.

Сегодня Валентина Бендерская ведет насыщенную общественную деятельность: ездит по городам и странам, встречается с собратьями по перу, знакомя любителей поэзии со своими стихами. Ей принадлежит организация в Тель-Авиве поэтического клуба «ПоВтор», вершиной работы которого стали поэтические телемосты с приглашенными поэтами из разных городов Израиля, Украины, Белоруссии, Испании, России, Греции, а затем — выпуск поэтического альманаха «Свиток 34». В 2017 году вышла книга «Выкрутасы эйдоса», в которую вошли произведения Валентины Бендерской и Леонида Колганова. При этом Валентина не забывает основную профессию и, часто приезжая на родину, в Украину, дает в Житомирском институте культуры мастер-классы по теории музыки, собирая полные аудитории. Неудивительно: эта умная, веселая, общительная женщина, знающая, как творчеством побороть любой моральный недуг, заражает интеллектом и жизнелюбием любую аудиторию – что музыкальную, что поэтическую, пробуждая в своих слушателях любовь к музыке и поэзии…

Вместо стихов – коих в интернете немало – в заключение этого небольшого очерка приведу выдержки из размышлений Валентины Бендерской о поэзии и творчестве, как способе самовыражения, достаточно ярко ее характеризующие. «Человек должен иметь занятие. Один из способов заполнить свободное время – написание стихов. Это как разгадывание кроссвордов. Подобрал удачную рифму – замечательно! Здорово, если приходит озарение. Или над пишущим смиловался Господь и подарил ему вдохновение. Тогда получаются гениальные произведения искусства, поэтического в частности.

…Поэзия, как мне видится, все-таки вид искусства, посредством слова способный передать эмоциональную сферу жизни и отношение к ней, чувственную сторону взаимоотношений всех, всего и вся… Как и Высокая мода — не для повседневного пользования, так и Высокая поэзия, да простят меня за некое высокомерие, не для малограмотного читателя. Она требует работы души и разума. Но это уже другая сторона творчества — отклик на него. …Вкус к поэзии нужно прививать еще в школе… Как писал Уолт Уитмен: «Для того чтобы иметь великих поэтов, надо иметь великих читателей»…

 

И, если говорить о «великих читателях», мне думается, что Валентина Бендерская их имеет. Своим творчеством она учит людей любить жизнь. Замечательно, когда в женщине так могут сочетаться талант и личность.

 

Логин

Забыли пароль?