Обретая своё лицо
Обретая своё лицо

Обретая своё лицо

Всего лишь несколько лет назад в литературе прозвучало новое имя – Тома Блюм. Кто она и откуда?

Живет и издается в Германии, занимается бизнесом и общественной деятельностью, и по признанию писателя – любит жизнь во всех ее проявлениях.
Хехинген, Тюбинген, Сигмаринген, Синделфинген, Штутгарт – неполный перечень тех немецких городов, по которым совсем недавно прошло турне писателя с творческими презентациями и выступлениями перед публикой.
Вот уже несколько лет книги Томы Блюм выставляются на различных литературных фестивалях Европы, были представлены и на одной из крупнейших книжных ярмарок Германии – Лейпцигской.

О том, как писатель пришла в мир литературы, у Томы Блюм поинтересовался наш корреспондент.

– Когда-то, еще в России, я пыталась найти свое место «под солнцем» и собственное «Я». Но трудные времена, заставляющие не жить, а выживать, порой доводившие до отчаяния, в какой-то момент все чаще стали приводить к желанию погружаться в мир иллюзий. Тогда мне казалось, что именно там, а не наяву, все реально. Я не любила утро, потому что вместе с ним надо было возвращаться и вновь ощущать действительность.

В те времена на экранах телевизоров стали появляться многочисленные зарубежные сериалы. Для меня, как и тысяч русских людей, это в какой-то степени стало своего рода отдушиной, возможностью забыться и уйти в другую, красивую историю, в которой нет места обыденности. Но в какой-то момент я поняла, что не могу и не хочу наблюдать за чужой жизнью, восхищаться поступками других людей в то время, когда собственная жизнь проходит стороной. Если я не хочу быть просто наблюдателем, значит, я должна что-то для этого предпринять. Может быть, именно тогда я вычеркнула из жизни кино и телевидение. Как бы талантливо не работали актеры, они играли по чужим сценариям. Мне было жалко себя и тех, кто мог примерять на себя лишь маски. Мне хотелось познать, что такое настоящая жизнь, и какая она. То, что она должна быть моей и только моей – это было безоговорочно.

Оказавшись в Германии, наконец-то я научилась побеждать комплексы. Я смогла выражать, не прячась за красивые и витиеватые слова, мысли, ощущения и эмоции. Мне до сих пор жаль тех людей, которые и сегодня занимаются самообманом. Они на всех углах трубят, что могут говорить правду и выражать истинное свое отношение к жизни, не стесняясь и не оглядываясь на того, кто сзади. А на самом деле, копнув глубже, ты видишь комплексы и очередную маскировку. Но вероятно, что многие к этому просто привыкли и не представляют, что все может быть иначе. Игра, игра и еще раз игра – на публике, перед коллегами, партнерами и даже перед собой. Мне иногда хочется крикнуть: Люди, что вы делаете?! Вы же не живете, вы тратите драгоценные минуты собственной жизни НИ НА ЧТО! У вас нет времени задуматься о смысле бытия, нет времени уделить внимание близкому и нуждающемуся в этом человеку, вы разучились говорить важные слова ВОВРЕМЯ!

И вот он – мой ДЖИН вылетел из бутылки. Я сегодня мыслю, пишу и говорю, – и понимаю, что могу больше. Могу не только для себя, но и для других. Мне нравится строить отношения, познавать новое, реализовывать разнообразные проекты. Но я не терплю фальши ни в тех же отношениях, ни в работе. Если так, то я ухожу ПЕРВАЯ…

Обретая своё лицо

Книжная полка детективов пополнилась ещё одним. Писатель Лада Баумгартен (литературный псевдоним Тома Блюм) испытала себя в новом для неё жанре и представила на суд читателей криминальный роман «Без лица». Она рисковала при этом, потому что выбор детективной литературы сейчас просто огромен, к тому же английские психологи утверждают, что чтение популярных детективов занятие сколь увлекательное, столь и опасное, так как человек, погруженный в чтение, перестает адекватно реагировать на окружающую обстановку. С этой точки зрения роман «Без лица» не просто опасен, а очень опасен, потому что шокирующий сюжет и интрига этого детектива захватывают читателя с первых и до финальных страниц. Автор рисковал, но выиграл: ею написана незаурядная вещь, которой не суждено затеряться в массе своих многочисленных собратьев по жанру.

Писатель справедливо назвала свое произведение «авантюрным романом», но можно добавить в этом случае «женским», потому что основная сюжетная нагрузка ложится на хрупкие плечи трех героинь романа, чьи переживания и поступки составляют основу действия – женщины-преступницы, женщины-криминалисты, женщины-жертвы… Роль мужчин здесь хотя и значительна, но сугубо функциональна. И все же это детектив, построенный по всем драматургическим законам жанра, заставляющий читателя самостоятельно распутывать интригу и искать выход из лабиринта сюжета, а там, где законы жанра заканчиваются, начинается действие, какое мы зовем криминальным боевиком. Как в кино. Кстати, роман впечатляет и зрительно, так что действие его вполне можно было бы перенести на экран.

Итак, детектив – написанный в хорошем стиле, хорошим литературным языком, который становится все более уверенным и образным по мере нарастания напряжения в повествовании – страница за страницей.

Какой итог может получиться от людской наивности?

Мир постоянно меняется и человек обязан следить за его переменами и уметь выживать. Неспособность ориентироваться в жестокости нашего мира сыграла дурную шутку с героиней романа. Юля, девушка весомых достоинств, мечтает покорить Москву. Жизнь в родном провинциальном городе ее угнетает, хотя у нее есть авторитет, есть жених из обеспеченной семьи и уготовано вполне безоблачное будущее. Но такая программа не устраивает юную мечтательницу. Юля хочет стать супермоделью. Да. Она красива, уверена в себе и готова к успеху. Она видит себя в лучах софитов на подиумах столицы, на обложках гламурных журналов, в богемном столичном обществе… Другая жизнь! Конечно, «другая жизнь», – ведь Юля ещё не знает ее жестокой изнанки. И вот она, не сказав никому ни слова, тайно уезжает из родного города.

А «другая жизнь» встретила ее уже в поезде, в лице милой, располагающей к себе молодой женщины, которой Юля тут же выложила свои планы на будущее. Женщина была очарована и поражена красотой провинциалки, а особенно ее необыкновенным сходством с настоящей московской суперзвездой Анной Самохваловой…

Исчезновение Юли вызвало немалый переполох в ее семье. Видя, как страдает жених пропавшей красавицы и что от него никакого толку, его мама, Нина Андреевна Соколова, умная и энергичная женщина, да к тому же следователь по особо опасным преступлениям, сама решительно отправилась на поиски девушки…

Супермодель, звезда подиумов, рекламных журналов и московского бомонда Анна Самохвалова вела напряженную и распутную жизнь, к которой, кстати, необдуманно и стремилась наша провинциальная героиня. Выступления, интервью, подиумы, съёмки, снова встречи, снова съёмки, наркотики, алкоголь, сумасшедшая и беспорядочная интимная жизнь, частые истерики, нервные срывы – словом, Анна стала законченной гламурной стервой, что перестало в конце концов устраивать тех, кто делал на ее имидже большие деньги. Вывод: «эту дрянь» нужно было как-то убрать со сцены, сохранив ее знаменитый имидж…

С этого момента судьбы героинь загадочно переплетаются, возрастающее напряжение событий превращает тонкую нить сюжета в стальной трос высоковольтной линии электропередач. Романтику вытесняет криминал со всеми атрибутами жанра: преступления, шантаж, перестрелки и преследования, падшие женщины и сверкающие подонки, убийцы и жертвы. Действие происходит в нескольких странах. В романе много смелых эротических сцен, описанных в меру художественно и без пошлой экстравагантности, которая погубила бы уверенность в том, что эти сцены необходимы сюжету.

Вызывает уважение и блестяще показанная аналитическая работа криминалистов Щербакова и самой Нины Андреевны, мамы жениха, – совсем не суперменов, а умных и проницательных людей, готовых всегда прийти на помощь попавшему в беду человеку. И вообще, несмотря на все хитросплетения сюжета, главным в романе является именно поток рассуждений и поступков героинь, который не только помогает нам, читателям, «обнаружить» преступника, но и им самим решить свои собственные проблемы. Понимаю, что в наше просвещённое время, когда читатель избалован разнообразными сюжетными «твистами», и самые проницательные разгадают тайну романа, может быть, задолго до финала, однако это никак не испортит впечатление от его увлекательности и непредсказуемости.

Очевиден и нравственный смысл романа «Без лица».

В том, как живут и действуют его персонажи в том мире, куда попадает Юля – с алчностью, безжалостным цинизмом и полным безразличием к человеческой жизни – есть проблема «высшего света» в обществе странного российского капитализма, в книге эта мысль идет рефреном. Но это детектив и в нем нет никакого морализаторства, есть только проблемы – разрешимые и неразрешимые, есть вопросы, не понятые или понятые слишком поздно. Трудно жить в обличье другого человека и не испытывать дискомфорта. «Ты есть лишь то, что есть на самом деле!..» – помните гётевского Мефистофеля? Наша жизнь сложна и легкого успеха в ней не бывает, за все нужно платить. У человека есть единственный способ выжить в обманчивом и жестоком мире мишурного блеска и богатства, от которого у наивных провинциальных девочек часто кружится голова и в который они рвутся любыми способами, – это остаться самим собой или, отказавшись от рассыпанных перед тобою соблазнов, сделать попытку вернуться к себе, обретая своё лицо. Не новая мысль. Как не новы, впрочем, и некоторые ситуации в сюжете – они кажутся очень знакомыми… Но почему же так тянет к книге, так захватывает чтение её до самого конца? Ещё одна загадка романа.

МГП©2024