Вадим Павленко: Если нет веры, то не стоит и заниматься творчеством

Вадим Павленко – писатель, член Международной гильдии писателей. Живет в Германии.

Лада Баумгартен: Вадим, вы по специальности архитектор, окончили архитектурный факультет Киевского инженерно-строительного института. Скажите, получилось ли поработать по специальности – есть ли какие сооружения, воплощенные по вашим замыслам?

Вадим Павленко: К сожалению, а может, к счастью, поработать архитектором мне не пришлось. По распределению я попал в институт «Энергосетьпроект», который к архитектуре не имел никакого отношения. В нем проектировали типовые трансформаторные будки и всякую мелочь, связанную с энергетикой. Это была чисто инженерно-техническая работа. Целый год я чертил квадраты с двумя горизонтальными прорезями на фасаде, и очень скоро мне это надоело. Я понял, если не покину как можно скорее это заведение, то в недалеком будущем потеряю квалификацию и забуду, чем отличается дорический ордер от коринфского. В тот же день я посетил директора и потребовал, чтобы меня обеспечили работой по специальности. Он отнесся с пониманием, но ответил, что сам не уполномочен принимать такие решения, и посоветовал обратиться в вышестоящие органы и требовать перевода в другой институт. После волокиты с отправкой писем во все инстанции (как молодому специалисту мне надо было отработать три года) я получил открепительное письмо и с радостью покинул эту энергетическую будку. Став свободным человеком, я понял, что кульман и ежедневное хождение на работу никак не вписываются в мое сознание, и зарекся переступать порог любого проектного института. Так что отличиться на архитектурном поприще мне не довелось и обрадовать мир своими шедеврами не посчастливилось. Но в душе я всегда оставался архитектором. Все, чем я занимался в последующим годы, прямо или косвенно было связано с моей профессией. Поэтому я благодарен судьбе, что закончил архитектурный факультет, и моим преподавателям, которые многому меня научили.

Лада Баумгартен: Архитектура, как и зодчество, именуют кто искусством, а кто наукой. А вы как определяете этот вид деятельности?

Вадим Павленко: И то и другое. Архитектура – это высшая ступень изобразительного искусства, но, в отличие от живописи и скульптуры, она является функциональной и необходимой. Кроме внешней эстетической стороны, она построена на пропорциях, соотношении величин и взаимодействии с окружающим миром. Если дать строителям только картинку, без размеров и привязки к местности, они построят нечто невообразимое и не в том месте, где планировалось. Ведь нарисовать купол Пантеона — только половина дела. Надо еще рассчитать, чтобы он не свалился на голову.

Лада Баумгартен: Теоретик архитектуры А. И. Некрасов писал, что архитектура является «вместилищем жизни», в результате возникает «разрешение пространства во имя жизни», поэтому и само пространство, и объем, и масса воспринимаются как-то специфически и это является существом архитектуры. Художественный образ пространства составляет предмет искусства архитектуры. Поэтому «материалом искусства архитектуры являются не камень или дерево, а пространство и время». Согласны ли вы с его словами?

Вадим Павленко: Скажу честно: не знаком с работами Некрасова и, когда учился в институте, почти не уделял внимания изучению теории. Если говорить в общем, архитектура создает пространственную среду для жизни и деятельности человека, а время с помощью новых материалов и технологий корректирует это пространство, расширяя его и подстраивая под эстетические воззрения населения определенного периода.

Лада Баумгартен: И все-таки однажды вы решили переквалифицироваться и стать издателем. Почему?

Вадим Павленко: После увольнения из института я по стечению обстоятельств попал в компанию художников, которые занимались рекламой. Мне это понравилось, и последующие двадцать лет я посвятил оформлению фасадов и интерьеров магазинов, музеев, офисов и других объектов. Появившийся в начале 2000-х дома компьютер очень облегчил работу по созданию эскизов и предоставил возможность развиваться в других направлениях. В то время моя жена работала в рекламной фирме и занималась изготовлением макетов для печатной продукции. Знала соответствующие программы. Посовещавшись, мы решили открыть свое предприятие и помимо рекламы заняться еще и печатной продукцией. Так в 2004 году появилось издательство «СПД Павленко».

Лада Баумгартен: Расскажите, пожалуйста, об этом виде вашей деятельности.

Вадим Павленко: Начинали мы с рекламной газеты. После мытарств по различным инстанциям я получил разрешение на издание печатной продукции, и через месяц в одном из районов города вышел первый номер нашей газеты. Так как я большой поклонник древней Эллады, то назвал ее «Агора». У нас с женой уже был опыт работы с газетами и журналами, поэтому в плане подготовки макета проблем не было. Проблема была в рекламодателях, которые с опаской отнеслись к новому изданию и неохотно соглашались давать объявления. В районе уже выходили две газеты, и приходилось сильно напрягаться, чтобы отвоевать свой сегмент рынка. К тому же из-за одного инспектора налоговой, которая неправильно меня проинформировала, первый номер газеты вышел не в IV квартале, как я планировал, а в I следующего года, в самый разгар зимы. Зима была очень холодной! Так как мы экономили на всем, то и роль почтальонов приходилось выполнять самим. В общем, мы продержались всего два месяца, выпустив в свет три номера газеты. Поняв, что дальше не выдержим просто физически, мы прикрыли это дело и занялись изданием открыток, дипломов, визиток и в конечном итоге книг. Работа пошла споро, и вскоре мы хорошо прочувствовали все нюансы допечатной подготовки и неплохо освоились. Трудности в основном были связаны с типографиями, которые иногда подводили нас по срокам и качеству печати. Но это все решалось. Хуже было, когда при обсуждении дизайна и оформлении книги попадался автор, который сам не знал, чего хочет. К счастью, такие попадались редко.

Лада Баумгартен: Каких авторов или какие книги по большей части вы издавали в Украине?

Вадим Павленко: За двадцать лет мы издали много книг. Диапазон самый широкий – от поэтических сборников, учебников и художественной прозы до подарочных фотоальбомов. Все перечислять нет смысла. Остановлюсь на некоторых из них.
Первой нашей книжкой была детская раскраска. Жена нарисовала несколько акварельных рисунков, а я написал к ним стихи. Сделали ее быстро, но вот продавалась она долго. Дело в том, что мы напечатали большой тираж, чтобы снизить себестоимость. Но это не помогло. Не помогли и стихи. Рынок на тот момент был забит раскрасками на любой вкус, да и по цене в два раза дешевле. Это послужило хорошим уроком на будущее: прежде чем печатать, надо изучить спрос и предложение. «Услужил» и наш знакомый, который посоветовал типографию, где были завышенные цены. В очередной раз я убедился, что надо рассчитывать только на себя. Позже я нашел типографию, которая нас устроила и по деньгам, и по качеству. С ней мы сотрудничали 15 лет.
Одним из наших весомых заказчиков была немецкая фирма KNAUF, с которой мы сотрудничали несколько лет. Для них мы сделали серию учебников по производству изделий из гипса и сухих смесей для строительства. Работа была сложной. В книгах присутствовало множество схем, таблиц, формул и фотографий. Трудились без выходных. Но все эти трудности окупались хорошими гонорарами. О тех временах остались только хорошие воспоминания.
Высшее достижение издательства – фотоальбом «Киев». Как-то я увидел в интернете фотографии нашего города, которые мне очень понравились. Я написал автору снимков и предложил издать книгу. Мы встретились и, обсудив детали, обо всем договорились. Так появился фотоальбом о нашей столице на четырех языках. Многие считают (да и я тоже), что это лучшее издание о Киеве. Многие фирмы, сотрудничающие с Западом, да и частные лица, приобретали его для своих партнеров и родственников в качестве подарка, в их числе мэрия города и Министерство иностранных дел.

Лада Баумгартен: Если это семейное предприятие, то каково распределение ролей в нем было?

Вадим Павленко: Да, это было семейное предприятие. Формально я занимал должность главного редактора, а жена – главного художника. Конечно, это разделение существовало только для заказчиков. Всю работу мы делали вместе. Но я в основном занимался текстами, а жена дизайном.

Лада Баумгартен: Вы член нескольких писательских организаций Украины, я понимаю, что сегодня сложно говорить о функционировании оных в полном масштабе, а все-таки в мирное время членство для вас – это была существенная поддержка в каком-то плане от писательских союзов или носило формальный аспект?

Вадим Павленко: Членство в организациях, связанных с издательской и писательской деятельностью, дало мне многое. В первую очередь, я познакомился с людьми, которые долгое время варились в этой сфере, и при общении с ними получил много полезной информации. Помогало это и при участии в выставках и книжных ярмарках.

Лада Баумгартен: Что бы вы ожидали от писательских организаций? Ваше представление: чего не хватает таким сообществам, чтобы писатели чувствовали себя довольными под их сенью?

Вадим Павленко: Не хватает материальной поддержки. Не хватает раскрутки в СМИ. Много времени уходит на дела, которыми творческий человек не должен заниматься. Писателю и поэту надо творить, а не думать, где снискать хлеб насущный или забивать голову тем, как продвинуть свое творение. При Союзе все было проще. Каждый текст проходил через худсовет, и, если отвечал критериям отбора, то проблем было гораздо меньше, чем сейчас. Сегодня этого нет. Приходится все делать самому.

Лада Баумгартен: Вы выпустили в Германии первую электронную книгу «Веселая прогулка». Почему не бумажную?

Вадим Павленко: Есть две причины. Первая – я еще не совсем освоился в стране, в которой случайно оказался, и не досконально изучил ее, чтобы делать какие-то выводы на будущее. А вторая, банальная, простая нехватка денег. Печатание книг – удовольствие не из дешевых, как дома, так и за рубежом. Но я надеюсь, что со временем эта проблема решится.

Лада Баумгартен: Само название говорит о легком жанре или чтиве – так ли это? Сейчас подобные слоганы у кого-то вызывают ностальгию, у иных, наоборот, внутреннее сопротивление (последние годы, включая пандемию, породили огромное количество пессимистов и скептиков).

Вадим Павленко: Изданная книга – это сборник юмористических рассказов. Я решил начать с них, чтобы у людей поднялось настроение и хмурых лиц стало меньше. Надеюсь, что мои веселые истории понравятся читателям и они хоть ненадолго отвлекутся от того взрывоопасного брожения, которое сегодня растекается по миру.

Лада Баумгартен: Сколько вообще у вас издано книг?

Вадим Павленко: В общей сложности у меня пять печатных книг и три электронных. В основном пишу малую прозу. Есть четыре начатых романа, два из которых надеюсь в этом году закончить. Пишу преимущественно о нашей повседневной жизни. Стараюсь это делать с юмором, чтобы читатели не скучали. Не всегда это получается, но я стремлюсь к этому. Пишу в трех направлениях. Первое – беру эпизод из своей жизни и детально его описываю. Второе – то же самое, но придумываю другую концовку. А третье – самое интересное. Включаю свою фантазию и начинаю выдумывать различные ситуации и события, в которых никогда не принимал участия. Обычно так зарождаются фантастические рассказы, мистика и детективы.

Лада Баумгартен: Вы сегодня живете в Германии, удается ли вам как-то реализоваться на этой земле – если не в профессиональном плане, то в каком-то ином? Найти то сообщество, которое вам близко.

Вадим Павленко: Жить в Германии мне нравится. Главная причина – полностью отдался творчеству. Пишу, рисую, по возможности езжу в другие города – фотографирую достопримечательности. Я не борюсь с проблемами, которые еще недавно меня преследовали. За год жизни в Германии я успел многое. Дома, особенно после начала известных событий, писалось вяло и тяжело, а по приезде сюда все перестроилось и ускорилось. Я наконец-то вышел на финишную прямую написания романа «Приключение Зёмы», написал свою первую пьесу и много рассказов. Познакомился с людьми, которые помогают и делом, и советом (за что я и моя семья очень им благодарны). И главное событие этого года – прием в МГП! Спасибо коллегам, которые, прочитав мою прозу, сочли, что я достоин быть принятым в их ряды. В целом, я не жалею, что сюда приехал. Как сложится в дальнейшем, не знаю…

Лада Баумгартен: Опишите, пожалуйста, свое самое большое достижение и самый впечатляющий провал в вашей жизни, если последний, конечно, был.

Вадим Павленко: Мое самое большое достижение в жизни – это знакомство с замечательной девушкой, которой я сделал предложение в тот же день и с которой мы вот уже 35 лет вместе. Разочарований и неудач было много, но откровенных провалов, о которых вспоминаешь всю жизнь, не помню.

Лада Баумгартен: А бывают ли моменты, когда вас покидает вдохновение, теряете веру в себя?

Вадим Павленко: Нет. Вдохновение всегда со мной и, надеюсь, в ближайшие годы оно меня не покинет! Бывает беспросветная лень, с которой я отчаянно борюсь. Иногда побеждаю, иногда проигрываю. А веру в себя я никогда не терял. Если нет веры, то не стоит и заниматься творчеством.

Лада Баумгартен: Вадим, а в чем вы видите свою земную миссию?

Вадим Павленко: Не знаю… Я думаю, никто не даст ответа на этот вопрос. Все в нашем мире непонятно и скоротечно. У всех стандартный набор: рождение, учеба, семья, дети, старость, смерть. Все остальное, как говорили древние, суета и тщета. Конфуций учил: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Я стараюсь придерживаться этого правила.

Логин

Забыли пароль?