Золотая коллекция 21 век
Золотая коллекция 21 век

Золотая коллекция 21 век

Золотая коллекция 21 век

XIX или XXI…

Даже если читатель не литературовед, наверняка слышал такое понятие как «Золотой век». XIX век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. При этом, конечно, важно понимать, что литературный скачок, осуществившийся в XIX веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса предшествующего времени.

XIX век – это эпоха формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А. С. Пушкину. Именно тогда на первый план выходят стихотворные произведения Е. А. Баратынского, К. Н. Батюшкова, В. А. Жуковского, А. А. Фета, Д. В. Давыдова, Н. М. Языкова и Ф. И. Тютчева.

Развитие русской прозы XIX века началось с прозаических произведений А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. Это они обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями и дальше. А точнее – художественный тип «лишнего человека», образцом которого являлся Евгений Онегин в романе А. С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в повести «Шинель».

Уже с середины XIX века литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, И. А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературный процесс конца XIX века открыл имена Н. С. Лескова, А. Н. Островского и А. П. Чехова. Последний проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом. Конкурентом А. П. Чехова был Максим Горький.

Завершение XIX века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой стали мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм, с чего и открылась новая страница в истории русской литературы.

При этом если следовать логике, то XX век, что признано, уже не дотягивал до «Золотого», и его стали именовать «Серебряным веком». А настоящий, XXI век, стал «бронзовым» для русской литературы. Хотя писатели, филологи и литературные критики пока не могут сойтись на одном имени и предлагают различные эпитеты: литература бронзовая, цифровая, клюквенная – здесь отсылка к замене крови клюквенным соком. Как сказал наш современник – писатель Павел Крусанов, видимо, находясь в центре клумбы, посмотреть на эту клумбу с высоты мы не можем – это может только Садовник, имея в виду, что имя обязательно будет найдено, но позже, спустя время, и вряд ли нами.

Время постмодернизма, характерного для второй половины XX века, когда автор, отрицая модернистский поиск смысла в хаотическом мире, избегает, нередко в игровой форме, саму возможность смысла, а его роман часто становится пародией этого поиска, наверное, завершилось: есть наследники этого направления, но очевидно, что оно себя изживает.

Видимо, из-за усталости от постмодернизма и метамодерна, возродившего классические концепции и универсальные истины, но сочетающего в себе просвещенную наивность, прагматический идеализм и умеренный фанатизм, колеблющегося между иронией и искренностью, конструкцией и деконструкцией, апатией и влечением, писатели осознанно снова стали приходить к реализму. Кто-то называет его «новым реализмом». Почему это направление вновь актуально? Дело в том, что для многих авторов сегодня важен анализ истории и судьбы человека в ней, но, как ни странно, этот анализ нередко происходит с помощью различных фантасмагорических приёмов.

Отмечается сегодня и явный интерес к нон-фикшн, когда писатели основывают свои художественные миры на документальной истории. Ещё одна из тенденций, о которой сегодня много пишут, сращение романа и сериала. Неслучайно в наши дни на книжных полках появилось большое количество многостраничных произведений – по 700-800 каждое. Кроме того, отмечается явная поляризация: есть интеллектуальные, так называемые элитарные романы для очень узкого круга читателей, и в то же время – стремление к беллетризации, в какой-то степени упрощение кода письма.

Некоторые исследователи считают, что современная литература родилась в 1991 году. Вообще событием, которое обозначило разрыв с прошлой культурой, конечно же, стала перестройка, когда в толстые журналы хлынули произведения андеграунда и «возвращённой» литературы (Бунин, Булгаков, Платонов и т. д.). Рубежность – основной признак данной литературы: это переход и от века к веку, и от тысячелетия к тысячелетию, и от моноцентрической советской литературы к литературе многоголосной.

Да, возможно, нам сегодня не сравниться с золотыми самородками XIX века, но и современным литераторам есть что предъявить. И как бы не характеризовался нынешний литературный этап, в нем, несомненно, присутствуют те самые крупицы, которые при должной огранке имеют право воссиять талантом. А вот то, что нам сложнее быть прочитанными и оцененными по достоинству – однозначно. Читательский опыт, читательский код, которыми раньше так гордились, сейчас не то что бы исчерпаны, но явно истончены. Говорят, мы находимся внутри революции чтения, переходя на «цифру», ведь читать начали по-другому. С одной стороны – это верно, изменились стратегии чтения, но что в массе своей читают сегодня – рекламу, посты в соцсетях, новости…

Не так давно проводили опрос среди школьников, сдавших ЕГЭ. Их спрашивали: что вы теперь будете читать, когда над вами, наконец, не довлеет школьная программа? В основном, отвечали: «Никогда и ничего!» Ясно, что это была психологическая реакция на усталость и стресс, но ведь многие, действительно, забудут о книгах на долгие годы. И это печально. Школьная программа, увы, не стимулирует любовь к книгам. А почему бы не включить современные произведения для изучения в школе? Мы всё время говорим, что язык развивается — почему же мы показываем эту жизнь лишь на примере классиков прошлых столетий?

Школьная программа по литературе весьма консервативна, она не менялась в течение десятилетий. Но сегодня другие дети: они гаджетами владеют буквально с рождения. И при этом часто не воспринимают ту самую классику, потому что те тексты кажутся им слишком чужими, они не про них и не их языком написаны.

Современные писатели не только владеют пером и клавиатурой, они знают нынешнюю жизнь и процессы в ней происходящие. Авторы ищут разные варианты донесения свежей мысли до читателя, делают ее понятной и удобоусвояемой. Как бы нам не хотелось, но мы вынуждены учитывать высокую степень инфантильности современного общества, о чём говорил и  выдающийся итальянский ученый и писатель Умберто Эко в статье «Говорите мне «ты», мне всего пятьдесят!». Нынешние старшеклассники с удовольствием читают антиутопии и Гарри Поттера, в диком количестве пишут фанфики, а вот «Война и мир» для них – все-таки произведение «на вырост».

 

МГП©2024