2600 лет дружбы между грузинами и евреями

Уникальное явление в истории Европы:
2600 лет дружбы между грузинами и евреями

Интервью журналиста и издателя
Фелицитас Кюбле (Мюнстер) с д-ром Моисеем Бородой[1]

 

(Вступление — от интервьюера):

Грузия является одним из наиболее привлекательных туристических мест в мире – не только из-за красоты и невероятного разнообразия ее природы, но и из-за своей древней культуры. Одно из уникальных явлений этой культуры – существующие на протяжении более двадцати шести веков дружеские отношения между грузинами и евреями.

В последнее время грузинское правительство придало этому явлению статус нематериального культурного наследия. Ожидается, что ЮНЕСКО, включившая в список нематериального культурного наследия три вида грузинской письменности и признавшая грузинский традиционный метод изготовления вина в квеври как «Памятник культурного наследия» человечества, даст тот же статус многовековой дружбе между грузинами и евреями. Надо, однако, отметить, что это культурное явление за границей, особенно в Германии, едва ли – если вообще – известно. 

 

Ф. К: «Грузинский феномен» в свете истории европейских евреев, вызывает естественный вопрос: почему, в отличие от других европейских стран, грузины достигли такого взаимопонимания с евреями?

Вы, доктор Борода, как человек, родившийся в Грузии, знаете ситуацию, что называется, из первых рук. До Вашего отъезда в Германию в качестве стипендиата Фонда Александра фон Гумбольдта, вы жили в Грузии, поэтому у вас было достаточно времени, чтобы наблюдать материю „in vivo“. С каких пор евреи живут в Грузии?

Моисей Борода: как отмечает один из ведущих экспертов по истории грузинских евреев, директор Музея истории евреев в Грузии и грузинско-еврейских отношений, историк, археолог и этнолог, профессор Гиви Гамбашидзе, первое компактное поселение евреев в Грузии датируется 576 г. до н., и связано с завоеванием Иерусалима Навуходоносором II, в результате которого был разрушен Первый Храм, уничтожена еврейская государственность и насильственно переселена в Вавилон большая часть населения Иудеи. Часть оставшихся иудеев покинула страну. В поисках безопасного места для поселения они прибыли в Грузию, в Мцхетский район. Они попросили у тогдашнего правителя разрешение на поселение. Разрешение это было предоставлено. Так родилась первая еврейская «колония» в Грузии[2].

Однако, „Связь между Кавказом и Палестиной … началась уже в бронзовом веке. Доказательство тому – язык и памятники материальной культуры.“

Ф.К .: Адаптировались ли грузинские евреи со временем в языковом и религиозном плане?

М.Б.: В языковом плане да и нет. Результатом «да» стал иудео-грузинский язык, так называемый киврули – сочетание грузинского и иврита, частично с арамейским вкраплением. Грузинский составил преобладающую часть. Необходимо, однако, отметить, что в течение уже многих десятилетий грузинские евреи говорят на хорошем, интеллектуальная элита – на литературно высоком грузинском.

С религией все было иначе. Даже сегодня грузинские евреи соблюдают Закон, все обряды, все обычаи, связанные с еврейской религией. Часто я слышал в Грузии фразу: «В Кулаши (это одно из мест компактного поселения грузинских евреев) молятся, как две тысячи лет назад».

Ф.К .: Как развивались отношения между грузинами и евреями дальше?

М.Б.: Информация о средневековье – особенно о раннем – крайне скудна. Согласно некоторым сведениям, при дворе царицы Тамар служили отдельные евреи[3]. Более поздний феодальный период, насколько известно, был свободен от антисемитизма. Никаких принуждений к изменению веры, переходе в христианство – не говоря уже о более чем известном из европейской истории лозунге «Крещение или смерть».

Ф.К .: В 1801 году Грузия была аннексирована Россией. Изменило ли это положение грузинских евреев?

М.Б.: Качественно – не сразу. Грузинская интеллигенция рассматривала евреев, живущих в Грузии, как часть грузинской нации. Российская власть относилась к евреям, скажем так, «особо». Ограничения сыпались на них из нескончаемого рога изобилия. О погромах, поощряемых властью, я уже не говорю. А отношение интеллигенции было тоже не лучшим – достаточно вспомнить о болезненном юдофобстве Достоевского.

Когда хотят упрекнуть Грузию в том, что всё же и здесь проявился антисемитизм, сразу вспоминают о возникшем в 1878 году так называемом «Кутаисском деле»: десять евреев из деревни из села Перевиси в Кутаисской губернии были обвинены в том, что похитили маленькую девочку и ритуально убили ее во время пасхального праздника. На судебном процессе защита не оставила и следа от обвинения и четко указала на российско-антисемитскую подоплеку «дела». Обвиняемые евреи были оправданы. Никаких погромов в связи с «делом» не было, и весь случай был вскоре забыт. Кутаисское дело, как и некоторые более поздние провокации, я интерпретирую как результат, во-первых, «антисемитизма, импортированного из Империи» и как возможность для этой Империи, вызвав национальные столкновения, выступить властным арбитром, укрепив своё положение «высшей власти».

Ф.К.: В 1921 году Советская Россия вторглась в основанную в 1918 году Демократическую Республику Грузия. Страна стала частью СССР. Какое влияние это оказало на судьбу грузинских евреев?

М.Б.: У новых правителей были вначале другие задачи: борьба с элитой нации, сокрушение авторитета Церкви, подавление любого сопротивления оккупации. С ростом волны террора в 1930-х годах наступила черед еврейской религии, особенно сионизма. Ведущие фигуры были репрессированы – например, Давид Баазов, пламенный сторонник сохранения еврейской культуры, убеждённый сионист, был арестован с группой своих единомышленников и первоначально приговорен к смертной казни (позже приговор был заменен в ссылке в Сибирь). Его сын, известный писатель Герцель Баазов, был казнен (по другим данным – умер под пыткой).

F.K:. Можно таким образом сказать, что захват коммунистами власти «заразил» Грузию антисемитизмом?

М.Б.: Ни в какой степени. Террор обрушился на грузин еще сильнее – уже количественно. Его цель была в первую очередь «вненациональной» и состояла в построении по сути рабского государства, в котором люди должны «работать преданно, добросовестно и надежно». В этом «раю» все должны быть счастливы и уж никак не думать о «побеге из рая». Уже в силу этого сионизм с его призывом к эмиграции в Израиль был заклятым врагом. Грузинские официальные лица должны были во всяком случае следовать указаниям Москвы.

Когда израильское государство было основано в 1948 году и, вопреки ожиданиям Сталина, не захотело идти по стопам СССР, в СССР раскрутилась беспрецедентная антисемитская кампания. Евреи назывались «безродными космополитами», затем — сионистскими агентами, агентами американского империализма. Ведущие деятели интеллектуальной элиты – писатели, поэты, актеры – были в 1948-м году арестованы и позже расстреляны. В ряде мест в России и на Украине возникали (стихийные?) погромы.

Грузинское общество отреагировало на эти «меры» центра с тревогой и глубоким сочувствием к пострадавшим. Как отмечает в своем интервью директор музея профессор Гиви Гамбашидзе: «Когда из Москвы поступил приказ закрыть Еврейский музей в Тбилиси, грузинские ученые позаботились о том, чтобы артефакты не были утеряны, а были распределены по различным музеям»[4].

Ф.К.: Годы при Брежневе и позднее – до Горбачева – характеризовались ростом враждебности к Израилю и сионизму – враждебности с явными антисемитскими чертами. Насколько известно, на Западе, еврейская абитуриентам была дорога в престижные университеты и на престижные факультеты под разными предлогами практически закрыта. А как насчет Грузии?

М.Б.: Ничего даже отдалённо подобного. Я могу судить об этом с самого близкого расстояния – по собственному опыту. То же самое было и с моими еврейскими друзьями. Когда Шестидневная война (в которой Советский Союз интенсивно поддерживал оружием арабские страны против Израиля) закончилась полным разгромом арабских армий, в СССР, в особенности в метрополии, возникла истерическая «антисионистская» волна с обычными вспышками гнева – по Оруэллу. Но не в Грузии. Я помню высказываний типа: «Браво, Израиль!» которые я слышал и от моих профессоров.

В связи с этим – с отношением грузинской интеллигенции к Израилю – хочу процитировать воспоминание профессора Гиви Гамбашидзе: «Мне было восемь лет. Я помню радость моего дедушки, когда он прочёл в газете, об основании государства Израиль. Он поделился этой радостью со всеми в нашей семье, сказав, что наконец-то находится на исторической земле Израиля еврейское государство. Его радость навсегда запечатлелась в моей памяти«.[5]

Ф.К .: И как это продолжилось в следующие десятилетия – до появления Горбачёва?

М.Б.: Антиизраильская политика Москвы продолжала набирать обороты. Дипломатических отношений с Израилем нет. И вот, в 1988-году, по инициативе историка, археолога и этнолога профессора Гиви Гамбашидзе и известного исследователя еврейской культуры, профессора Шалвы Цицуашвили при Президиуме Академии наук Грузии основывается «Ассоциация по изучению грузино-еврейских отношений». Её руководителем стал профессор Гамбашидзе.

Идею поддержал Эдуард Шеварднадзе, тогдашний глава компартии Грузии. В 1992 году по инициативе этого объединения был открыт Историко-этнографический музей еврейской культуры, закрытый в 1952 году по распоряжению Сталина (отмечу, что и открыт он был в 1933-м году по тому же распоряжению), под руководством профессора Шалвы Цицуашвили. С отъездом его в Израиль, директором музея стал профессор Гиви Гамбашидзе. В 2014 году заброшенное здание музея было восстановлено благодаря финансовой поддержке миллиардера Бидзины Иванишвили; дружеская поддержка Джамлета Хухашвили, известного в Грузии общественного деятеля, сыграла при этом важную роль. На торжественной церемонии была отмечена особая дата – 2600 лет грузинско-еврейской дружбы.

Вот вкратце то, что я мог рассказать о грузино-еврейских отношениях.

Ф.К .: Теперь мы подходим к вопросу, который напрашивается уже долгое время: «Почему?» – Почему отношения между грузинами и евреями были такими уникальными? 2600 лет дружбы, без споров, не говоря уже о погромах – потрясающе!

М.Б.: Начнём с того, что небольшая еврейская колония не только не конкурировала с местным населением, но интегрировалась в его жизнь и со временем участвовала в строительстве, например, Мцхета.

Далее, потребность (а также способность) поддерживать дружеские отношения с другими, представителями других наций, является одной из важнейших характеристик грузинского менталитета. Как на символ этого отношения укажу на то, что Сионский собор в Тбилиси (до 2004 года резиденция Католикоса-Патриарха Грузинской Православной Апостольской Церкви), синагога и мечеть находятся в непосредственной близости друг от друга.

Наконец, отношение грузинской апостольской церкви к иудаизму всегда было позитивным. Во-первых, потому что Грузия (находившаяся, как апостольский жребий Богоматери, под её особым покровительством) получила христианство из рук апостолов – в то время, когда христианский антииудаизм еще не разгорелся. С другой стороны, были некоторые грузинские евреи, которые первыми обратились в христианство в стране.

Это то, что мне кажется наиболее важными причинами, почему грузино-еврейская дружба, глубоко доброжелательное, братское отношение друг к другу имеет такую более чем 2600-летнюю историю. Даже сегодня, после того как многие грузинские евреи эмигрировали в Израиль, культурные и политические контакты между Грузией и еврейским государством, грузинами и евреями остаются тесными. Следует надеяться, что это останется таким же и в будущем.

Ф.К.: Большое спасибо за интервью.

М.Б.: Большое спасибо Вам.

 


[1] Фелицитас Кюбле (Felizitas Küble) — журналист, издатель, владелица католического издательства Komm-Mit-Verlag и портала «Christliches Forum». Оригинал интервью вышел апреле 2019-го года в католическом журнале «Theologisches» (Швейцария). Русский перевод — Моисея Бороды (опубликован в журнале «Литературный Европеец», 2019)

[2] См. Грузинский феномен отношения к еврейству. Беседа с директором музея истории евреев Грузии и грузино-еврейских отношений Гиви Гамбашидзе. Журнал «Новый Ренессанс», 2/28, 2017, 29-33

[3] См. напр. Jemal Simon Ajiashvili. Juden und Georgier.
http://www.shalom-magazine.com/Print.php?id=480220

[4] Грузинский феномен отношения к еврейству. Беседа с директором музея истории евреев Грузии и грузино-еврейских отношений Гиви Гамбашидзе. Журнал «Новый Ренессанс», 2/28, 2017, 29-33

[5] Грузинский феномен отношения к еврейству. Беседа с директором музея истории евреев Грузии и грузино-еврейских отношений Гиви Гамбашидзе. Журнал «Новый Ренессанс», 2/28, 2017, 28-32.

Логин

Забыли пароль?