Гюльшен Ализаде: Не все так просто, как может показаться на первый взгляд

Гюльшен Ализаде – писатель, член Международной гильдии писателей. Живет в Азербайджане.

Лада Баумгартен: Гюльшен, вы врач и писатель. А в детстве кем вы больше все-таки хотели стать: врачом или писателем? У многих выбор профессии или тяга к какому-то делу происходит в подростковом возрасте, а как было у вас? Или вы мечтали вообще о чем-то другом? Сегодня есть немало девушек, которые думают не о самореализации, а о том, как удачно выйти замуж. Наверное, и это неплохо, если не всё зиждется на меркантильных интересах…

Гюльшен Ализаде: Кем я только не хотела стать! И великим писателем, и непревзойденным композитором, и ученым, разгадавшим секрет бессмертия, и даже археологом, раскопавшим очередную пирамиду. Но в итоге, принимая во внимание царящую в семье атмосферу, поступила в медицинский университет. Мой дедушка, ветеран Великой Отечественной войны, был врачом, и на войне прославился тем, что, сам, имея ранения, продолжал в течение нескольких суток выносить с поля боя и оказывать медицинскую помощь раненным солдатам. Ценя героизм дедушки, оказывая его памяти должное уважение, я продолжила его дело. Но мечты есть мечты… Пишу книги, сочиняю музыку.

Лада Баумгартен: Что для вас семья? Как супруг относится к вашей творческой деятельности?

Гюльшен Ализаде: Конечно же, как и для всякого человека, семья занимает очень важное место в моей жизни. Поддержка, взаимопонимание, любовь… Все это бесценно. Супруг всячески поддерживает каждое мое начинание. Но есть еще один человек, который относится к моей творческой деятельности с неописуемым восторгом. Это, конечно же, мама.

Лада Баумгартен: А что послужило толчком к вашему творчеству – нередко это бывает какое-то событие, часто неразделенная любовь, когда слова и чувства просятся наружу… А что было у вас?

Гюльшен Ализаде: Я влюблена в искусство. Понимаю, что это звучит несколько необычно, но любое проявление искусства всегда влюбляло меня в себя, будь то, играющая на чувствах, музыкальная композиция или же художественное произведение с сильной сюжетной линией. Даже бывало так, что я сочиняла стихи, любуясь картиной или же восхищаясь благородным поступком очередного литературного героя.

Лада Баумгартен: Ваш самый любимый жанр, в котором вы творите?

Гюльшен Ализаде: В основном это жанр фэнтези, в котором я обладаю широкими возможностями наделять своих героев теми способностями, используя которые они в состоянии продемонстрировать миру совершенно иную сторону жизни. Мои герои – философы, относящиеся не только к обществу в целом, но и к себе, более одухотворенно. Кроме фантастики, также люблю исторический жанр, ведь в этом случае у меня появляется шанс совершить небольшое путешествие в «прошлое» и проследить за нравами и ценностями «человека во времени»

Лада Баумгартен: Вы номинант премии «РосКон» – насколько я знаю, тут как раз и поощряют писателей, работающих в жанре фантастики. А с каким произведением вы вышли на эту Премию? О чем оно?

Гюльшен Ализаде: Я вышла на эту премию, представив книгу «Ожившие камни Аргоса». Это произведение, в котором использована совокупность нескольких жанров: фантастики, исторического и философского. Роман, посвященный жизни и творчеству великого древнегреческого скульптора Поликлета Старшего.

Лада Баумгартен: Почему именно фантастике вы отдаете предпочтение?

Гюльшен Ализаде: Фантастика – это полет воображения, то бесконечное пространство, которое не ограничено понятием «времени», где человек обладает возможностью изменить и возвысить себя в своих же глазах.

Лада Баумгартен: У меня, может быть, несколько провокационный вопрос, но все-таки спрошу. Вы по натуре философ, и, как мне кажется, немало размышляете над тайнами мироздания, кто такой человек и что такое реальность? Люди, идущие духовным путем и пишущие на такие темы, так же попадают в сферу фантастики – потому как человеческое большинство не хочет ни принимать, ни воспринимать это направление, и даже не задумывается о столь глобальных материях. Исходя из этого издателям легче отнести такую литературу к жанру фэнтези – оно пользуется спросом. А вот вы сами как бы всё-таки определили свой жанр и почему?

Гюльшен Ализаде: Очень интересный, заставляющий задуматься, вопрос… Честно говоря, я считаю, что философия не может относиться к какому-либо жанру всецело. Фантастика – философское направление, не подчиняющееся определенному формату. Как бы я определила свой жанр?.. Возможно, все-таки, отнеся его к философской фантастике.

Лада Баумгартен: Но у вас есть и исторические произведения. И это не менее серьезная заявка от столь молодого автора. А почему именно «Эпос о Гильгамеше»? Вы бросили вызов самой Истории!.. Ведь «Эпос о Гильгамеше», или поэма «О всё видавшем» – одно из старейших сохранившихся литературных произведений в мире и, пожалуй, одно из величайших произведений литературы Древнего Востока.

Гюльшен Ализаде: История – то, что завораживает мое внимание, как ничто другое. Прочувствовать «время», увидеть совершенно других, но столь похожих на нас людей… Это невероятно! Прочитав поэму «О все видавшем», я прониклась желанием представить героя Гильгамеша так, каким воспринял его человек нашей эпохи. Идти по тонкой грани, разделяющей пространственные измерения, параллельные миры… Возможно, в этом и заключается суть моего творчества.

Лада Баумгартен: Вы осовременили этот эпос, переработали на свой лад, переложили или даже придумали свой сюжет с основными героями этого произведения? Проясните, пожалуйста.

Гюльшен Ализаде: Я взяла за основу главную, как мне показалось, мысль данного произведения. Бросив вызов «смерти», Гильгамеш начинает искать «секрет бессмертия», дабы воскресить своего брата Энкиду. Поборов все трудности, пройдя через испытания, он понимает, что «секрет бессмертия» заключается в том, чтобы увековечить имя человека. Великая философия старейшего литературного произведения ясно демонстрирует нам то, что, упоминая до сих пор имена этих персонажей, мы действительно убеждаемся в том, что они бессмертны.

Лада Баумгартен: Я правильно понимаю, что вас увлекают мифы?

Гюльшен Ализаде: С мифов все и начиналось… Это литература в первозданном виде. Я считаю, что, решив заняться каким-либо видом искусства, необходимо сначала познать его истоки.

Лада Баумгартен: Есть трактование мифа как такового, миф – это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. Согласны ли вы с этим? Если нет, то почему?

Гюльшен Ализаде: Абсолютно согласна. Не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Человек изначально является созданием, способным к рассуждению, размышлению, созерцанию и творению. Возможно, людям современной эпохи это кажется невозможным, ведь они видят себя, стоящими на верхней ступени развития, но, сделав малейшую попытку вникнуть в содержание самых древних мифов, нетрудно понять, что, в принципе, со временем изменилась лишь форма суждений, а не их смысл.

Лада Баумгартен: «Ожившие камни Аргоса» – ваша книга. В предисловии к ней говорится: «Герой этой книги – молодой скульптор Леонидас, мечтой которого является создание „живых“ скульптур. Он не может смириться с устоявшимися канонами, диктующими смиренное следование общепринятым правилам! Бросая вызов обществу, он понимает, что обрекает себя на неминуемое одиночество, но страсть к своему делу затмевает все остальные чувства». Сразу возникают две мысли – автор через героя пытается понять Акт Творения, вторая – автор в душе бунтарь. Что верно?

Гюльшен Ализаде: Думаю, что процесс понятия Акта Творения подразумевает обязательный отрыв от устоявшихся канонов, что, в свою очередь, требует определенного бунтарства.

Лада Баумгартен: Гюльшен, а что вас интересует помимо литературы?

Гюльшен Ализаде: Я сочиняю музыку. Размещаю свои композиции на таких музыкальных площадках, как YouTube, Spotify, Deezer, YouTube Music, Yandex Music, Apple Music, Tidal. Выступаю под псевдонимом Daym Jazz.

Лада Баумгартен: О чем вы мечтаете?

Гюльшен Ализаде: О мире во всем Мире.

Логин

Забыли пароль?