Литературный альманах «СОГЛАСИЕ»

Авторы:

Ольга РАВЧЕНКО
Валентина РОГАЧЁВА
Лилия ВЕЛИЧКО
Гюльшен АЛИЗАДЕ
Билал АДИЛОВ
Татьяна БАДАКОВА
Валентина ГЕТЦ
Татьяна БОГОМОЛОВА
Максим САФИУЛИН
Глеб ПУДОВ
Ольга ФОКИНА (г. Усть-Илимск)
Татьяна БУГАЕЦ
Валентина БЕНДЕРСКАЯ
Людмила ЛАРКИНА
Леонид КОЛГАНОВ
Альбина ГАРБУНОВА
Рогнеда СЕРГЕЕВА
Тамара ВИНЭР
Диана Щербак
Татьяна АБРАМОВА
Тома БЛЮМ
Ольга ТРУБА
Юлия ЛОБЫШЕВА

Миру нужен Мир, а еще Согласие и Понимание, добросердечная Коммуникация и желание Взаимодействия. Это не красивые лозунги, это смысл жизни и философия людей, ищущих Правду. Совсем недавно казалось, что всё это не актуально, всё это не про нас, а борцов за мир иные к тому же пытались выставить глупцами и бездельниками…
Но пробил тот час, когда каждому необходимо взглянуть действительности в лицо и спросить себя, а что лично я сделал для того, чтобы не случилось, не произошло, не полыхнуло в тот день 24 февраля 2022 года? День – расколовший мир пополам и разделивший жизнь людей на до и после…

Впрочем, и сегодня немало тех, кто пребывает в «счастливом неведении»…
А может, всё случилось не «вчера»?..

В период конца XIX – начала XX веков в России вдруг возникло религиозно-этическое общественное течение, именуемой Толстовством. Вдумайтесь: более 100 лет назад!
Возникло оно под влиянием философского учения писателя Льва Толстого. Его основы он изложил в произведениях «Исповедь», «В чём моя вера?», «О жизни» и «Христианское учение». Практически одномоментно стали появляться и колонии толстовцев, прозванные в народе «культурными скитами». Движение не стало прерогативой лишь России, оно нашло последователей в Западной Европе, Японии, Индии, Англии и даже Южной Африке. Сторонником толстовства был, к слову, и Махатма Ганди.
На жизнеучение Льва Толстого в свою очередь оказали влияние такие идейные течения, как вера Бахаи, брахманизм, буддизм, даосизм, конфуцианство, ислам, квакерство, также учения философов-моралистов: Сократа, поздних стоиков, Канта, Шопенгауэра. Каков пласт?!
Кстати, Толстой отрицает воскресение Христа, христианство воспринимается им лишь только в качестве этического учения. Толстовцы отвергают догматы организованной церкви, общественные богослужения, не признают церковную иерархию, но высоко ставят моральные принципы христианства. Толстовцы критикуют православную церковь и вообще официальную религию, а также государственное насилие и общественное неравенство.
Толстой говорит: «одинаковы, по существу, все определения смысла жизни, открытые людям величайшими умами человечества». Предложив свои толкования Евангелия, он считал, что очищает учение Христа от исторических искажений.
Век 21-й! А сколько последователей!
Главными принципами толстовцев и сегодня остаются: всепрощение, непротивление злу насилием, отказ от вражды с любым народом («любите врагов ваших»), провозглашённые Христом в Нагорной проповеди, а также «любовь к ближнему», нравственное самоусовершенствование и опрощение или минимализм – направленный на упрощение жизни и отказ от излишеств.
Идеи Льва Толстого на практике воплощаются его последователями. В США в 1960-е годы возникает движение хиппи, которые проповедует уход из общества для жизни среди единомышленников, в мире, основанном на любви, дружбе и взаимопомощи.
В 1981 году американский писатель Дуэйн Элджин публикует книгу «Добровольная простота», по сути – конспект убеждений и методик, вытекающих непосредственно из контркультуры 1960-х. Эта книга породила в свою очередь одноимённое движение, представляющее собой намеренную попытку отойти от цикла «работа-траты-долги». Акцент переносится на бережливость, скромность и взаимопомощь.
В 1991 году в газете «Вашингтон Пост» выходит статья Сары Бан Бреатнах «Жизнь на пониженной передаче: дауншифтинг и новый взгляд на успех в 90-е», с ее легкой руки появляются новый термин «дауншифтинг», да и само явление, подразумевающее замедление темпа жизни и разумное использование времени при малых финансовых затратах. Приверженцы этой идеи стремятся проводить время в кругу родных и друзей, свободные временные ресурсы используют на саморазвитие, хобби и благотворительность. Иными словами, время уже выступает главным активом у людей думающих, а его разумное использование – наиважнейшей ценностью. Человек стремится избавиться от назойливой концепции консьюмеризма (работать, чтобы тратить), гонки обладания ненужными вещами (новинки и бренды), ищет пути к гармонии и балансу в цепочке «работа–жизнь», дабы вырваться из пресловутых «крысиных бегов». Целями дауншифтинга становятся самопознание и понимание смысла жизни.

Возвращаясь к Льву Толстому, вспомянем, а разве он лично не ратовал за то, что духовные ценности важнее материальных?..

Всё возвращается на круги своя!..

…Все пять заповедей имеют только одну эту цель – мира между людьми. Стоит людям поверить учению Христа и исполнять его, и мир будет на земле, и мир не такой, какой устраивается людьми, временный, случайный, но мир общий, ненарушимый, вечный.

Первая заповедь говорит: будь в мире со всеми, не позволяй себе считать другого человека ничтожным или безумным (Матф., V, 22). Если нарушен мир, то все силы употребляй на то, чтобы восстановить его. Служение Богу есть уничтожение вражды (23–24). Мирись при малейшем раздоре, чтобы не потерять истинной жизни (26). В этой заповеди сказано всё; но Христос предвидит соблазны мира, нарушающие мир между людьми, и даёт вторую заповедь – против соблазна половых отношений, нарушающего мир. Не смотри на красоту плотскую как на потеху, вперед избегай этого соблазна (28–30); бери муж одну жену, и жена – одного мужа, и не покидайте друг друга ни под каким предлогом (32). Другой соблазн – это клятвы, вводящие людей в грех. Знай вперёд, что это зло, и не давай никаких обетов (34–37). Третий соблазн – это месть, называющаяся человеческим правосудием; не мсти и не отговаривайся тем, что тебя обидят, – неси обиды, а не делай зла за зло (38–42). Четвёртый соблазн – это различие народов, вражда племён и государств. Знай, что все люди – братья и сыны одного Бога, и не нарушай мира ни с кем во имя народных целей (43–48). Не исполнят люди одну из этих заповедей – мир будет нарушен. Исполнят люди все заповеди, и царство мира будет на земле. Заповеди эти исключают всё зло из жизни людей.
Л. Н. Толстой, «В чём моя вера?»

Праведны слова сии, сколько в них смысла!
Вдумайся, человече!
Проникнись, читатель!
Давай вместе строить счастливое общество!

Логин

Забыли пароль?