Грузия: Мир Торы и Тора в мире
Беседа с главным раввином грузинских евреев мира, главным религиозным судьей Иерусалима и Ашдода, рабби Иакобом Гагулашвили.
В беседе принимает участие врач, публицист, ведущий грузино-еврейской рубрики на портале Euronews.ge Ирина Бибилейшвили.
Моисей Борода: Рабби Иакоб, презентация вашей книги «Рассказы отца« („Истории, рассказанные отцом“) вызвала широкий общественный резонанс в Грузии. Конечно, это говорит о Вашем исключительном авторитете как главного раввина грузинского еврейства в мире, но и одновременно – об отношении грузинского общества к еврейскому народу.
На протяжении столетий, где бы ни жили евреи, к ним как правило относились – без малейших на то оснований – как к враждебному элементу, который так или иначе должен быть искоренён – или во всяком случае поставлен в унизительные условия. Слова «гетто» и «погром» обладают, как немногие, интернациональным, устойчивым общепонятным статусом. Эмансипация, равноправие – так или иначе достигнутое в 18-м веке – натолкнулось на яростное сопротивление. Никакие усилия евреев, ни Хаскала не смогли изменить это отношение. Наоборот, идея уничтожения евреев была усилена. И всё закончилось Катастрофой, Шоа – хотя, разумеется, элиминаторный антисемитизм никуда не делся продолжает цвести под другой маской в наше время.
И вот – Грузия: единственный в своём роде пример. В Грузии враждебного отношения к еврейскому народу не было никогда – отношения с евреями были дружескими, если не вообще братскими. Что, по Вашему мнению, породило это уникальное явление?
Рабби Иакоб: Однозначный ответ на этот вопрос дать непросто, ведь причин и предпосылок для установления этой уникальной связи множество. Выделять какую-то одну причину, одну предпосылку было бы, наверное, неправильно.
Евреи пришли в Грузию в далеком прошлом, поселились на благодатной грузинской земле и стали частью истории этой страны.
Хронологически, как именно развивались события, сказать не могу, так как не являюсь свидетелем той эпохи. Мы можем сделать определенные выводы только основываясь на имеющихся перед нами источниках, из эмпирического знания. Однако, определенный взгляд на этот феномен, взгляд, основанный на исторических фактах и логике, у нас есть.
Существует несколько теорий происхождения родства этих двух древних народов, каждая со своими аргументами.
Самая распространенная версия состоит в том, что евреи попали на территорию Грузии несколькими коридорами в разное время – причём и заметно раньше известной даты[3]. Есть мнение, что в еще более отдаленном прошлом на этой земле жили евреи, а потом пришли грузины; Кроме того, весьма интересен тезис о том, что первые взаимоотношения между картвельскими и еврейскими племенами насчитывают более чем 33 столетия и восходят к эпохе прихода Моше Рабейну в Землю Обетованную Создателем.
Моисей Борода: Во всяком случае, что касается самой поздней даты — 586-го года до нашей эры – существование достаточно долговременных контактов с Грузией более чем вероятно: просто невозможно предположить, что группа евреев, переживших только что тяжелое преследование, идет в другую землю с желанием в ней осесть – в полной неизвестности, что их там ожидает.
Рабби Иакоб: При всех версиях, всех сценариях начала/развития грузино-еврейских отношений ясно одно: Судьба и история этих двух народов тесно переплетены. По моему глубочайшему убеждению, самой главной причиной этого была жизнь в постоянной опасности, инстинкт выживания, страх, который по логике вещей должен был быть у народа страны, окруженной врагами – ну и конечно не только страх, но и постоянная готовность отразить нападение, готовность расправиться с врагом. «Враг» — имя собирательное, по-разному представленное в исторической реальности грузин и евреев.
Одним из последних лиц этого врага был коммунистический режим, который с одинаковой жестокостью преследовал как иудейских духовных учителей, так и христианских священников. И если Хахам Михаил Элашвили был убит с неописуемой жестокостью, то и грузинское духовенство подвергалось самым жестоким репрессиям. И тех, и других пытали тюрьмах, расстреливали, депортировали в Сибирь; здесь не было разницы по национальному или религиозному признаку…