Райберг Владимир Семёнович (1938–2020)

Владимир Райберг (1938–2020), художник, литератор, журналист, поэт, музыкант, изобретатель.

Биография

Родился 2 августа 1938 года в г. Вологде, в семье военного.
В 1941–1944 годах находился с матерью и братом в блокадном Ленинграде, затем переехал в Москву, по месту службы отца.
Учился в Московском художественном училище, окончил факультет градостроительства МИСИ (в 1966 году) и Высшие государственные курсы по вопросам патентоведения и изобретательства (ВГКПИ). Работал в области архитектуры.
Как журналист и поэт сотрудничал с изданиями «Вечерняя Москва», «Вечерний клуб», «Поле чудес», «ТВ Парк», «Фаворит», «Международная еврейская газета», «Современник», «Алеф», «Новый Ренессанс» (Германия).
Был участником творческой компании «Третий полюс», взаимодействовал со многими музыкантами, принимал участие в музыкальных фестивалях.
Выставки его художественных работ проходили в ЦДХ, ЦДЛ, центрах еврейской культуры, а также до сих пор находятся в частных коллекциях России, США, Франции.
Долгое время работал в Доме Детского творчества (Изостудия «Ракурс»).
Владимир Райберг иллюстрировал книги российских писателей.
Его изобретения широко внедрялись в период Великих строек (Братская и Иркутская ГЭС и пр).
Похоронен в Москве.

Семья

Отец – Семён Рувимович Райберг (1894–1978) – подполковник КГБ.
Мать – Софья Александровна, певица.
Брат – Марк (умер в 2003 году).
Первая жена – Светлана Александровна Сорина (род. 29 ноября 1944 г.).
Сын – Игорь Сорин (1969–1998), советский и российский поэт, музыкант, артист, солист поп-группы «Иванушки International».
Вторая жена – Анна.
Сын – Милан (род. 28 сентября 2000 г.).
Сын – Марк (род. 30 ноября 2005 г.).

Избранные литературные сочинения

Поэтические сборники:
«Вечное детство»;
«Я читаю по звёздам»;
«7.40»;
«Перекресток»;
«Меню для блудного сына» и др.

Прозаические произведения:
«Светочи застолья»;
«Ёги-Гоги»;
В соавторстве с Ольгой Разорёновой выпущена книга «Глинопись».
Это издание автор уже не увидел, хотя и готовил при жизни. Она вышла в Германии уже после смерти писателя.

Отзыв о книге «Ёги-Гоги» Анатолия Сигалова
(литератор, журналист, редактор, член Международной гильдии писателей).

Вся повесть разбита на главы-эпизоды, в которых писатель рассказывает о своем детстве, юности, зрелости и одновременно о жизненных шагах своего сына – от шага первого до последнего, но не о том, как они выполняли домашние обязанности по уборке квартиры или горланили пионерские песни, а о становлении их как творческих личностей, и эти сравнительные оценки очень интересны. Они приближают читателя к разгадке их взаимоотношений, ведь разные поколения воспринимают мир по-разному, говорят «на разных языках», и потом, творческие личности из разных поколений редко находят точки соприкосновения. Однако это не значит, что Игорь Сорин не признавал поэтический талант своего отца. Снисходительно называя его стихи «мезозойскими», а авторские песни «костровыми», он, судя по дневниковым записям артиста, отмечал: «Впрочем, в них что-то есть»…

Владимир Райберг о себе

…Последние годы я – либо Главный конструктор, либо Главный инженер. На моём счету сотни проектов, ни один из которых «не лёг на полку». Это были объекты для Средней Азии, Молдавии, Поволжья и даже для Сирии… Потом во мне проклюнулся изобретатель (стальные конструкции, которые внедрялись на Стройках Коммунизма: Братская, Иркутская ГЭС). Было так, что я сидел как Буриданов осёл и думал – продолжить изобретение, лежащее слева, или дописать песню, лежащую справа…

…Выплывали подробности жизни моей семьи, которые становились всё более значимыми и весомыми. И в них была пунктиром прошита история Советского Союза. Пунктиром, но чётко. Проживание в одном дворе с бывшими «кулаками» – самыми работящими – которые угощали меня «антоновкой» с мёдом; встреча с «самоварниками» на грохочущих колясках и т. п. Я поездил с ветеранами разных армий – меня брали как исполнителя песен под гитару. Это были поездки с однополчанами Марка, моего брата, который был на 13 лет старше меня и воевал на Ленинградском фронте; встречался с однополчанами тёщи… Я начал работать, когда вернувшиеся с войны ветераны ещё много лет донашивали полинявшие хэбэшки. Песни я писал по рассказам живых людей. Мне ничего не надо было выдумывать. Поэтому современные фильмы о войне мне кажутся слишком театральными, но где особого актёрского мастерства не надо.

…В родном языке потенциально есть всё для выражения самых тонких чувств, самого сокровенного. «Мне голос был, он звал утешно…» – Анна Ахматова. «Восстань, пророк, и виждь и внемли…» – Александр Пушкин. «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейтах водосточных труб…» – Владимир Маяковский. Это не рецепты, это – лекарство, это – Врубелевская «Роза в стакане». Из-за одной этой работы я мотался в Третьяковку. Да и много из-за чего. Ради «Голгофы» Николая Ге, которая завершила для меня всё христианскую живопись. Свой роман я завешу. Он уже в сознании моём. А довести его, как говорил Поликлет, «до ногтя», обязывает подвиг моей мамы, согревавшей собственным телом меня с братом в блокадном Ленинграде. Собственным телом… Собственным телом… Собственным…

…Когда осознал поэтом? Когда появилась публикация в «Новом Ренессансе», и я стал дипломантом конкурса. Далее у меня пошла поэзия иного качества. Я стал победителем конкурса «Мой Петербург». Печатали прозу и брали мою живопись в журнал «Алеф». Стихи и рисунки публиковались в детском журнале «Кукумбер». Прозу я протопывал ногами, в пути. А «Вечер на Невском» написал на обёртке книги, на боковом сиденье в вагоне ночного поезда Петербург–Москва. Стихи об Игоре писал в основном как наваждение, на кладбище, у его могилы. Иногда на чужой сигаретной разорванной пачке. Конечно, лучшее – «Альбом фотографий». Оно вошло в Антологию. Я писал дневник за Игорем с первых шагов до трёх лет включительно. Недавно я вытянул эту тетрадь, втиснутую между книг, перепечатал её в интернете и назвал «Белый голубь надежды». Что делать: материал был предназначен для чтения Игорю, а читаю я. Прозы у меня написано достаточно. Не в стол, я ведь не чувствовал себя литературным изгоем и страдальцем, – писал и писал.

Членство в творческих организациях

Член Союза писателей РФ.
Член Международной гильдии писателей.

Высказывания

  • Оно, счастье, приходит как результат труда, но не процесса марания бумаги, а внутреннего – со слезами, смехом, верой и неверием.
  • То, что написал, перечитывать не буду, иначе никогда не закончу.

Воспоминания о Владимире Райберге

«Год 2020 для нас – МГП – стал трагическим. Мы не досчитались сразу нескольких наших писателей, которые практически ушли в мир иной один за другим. Не стало Владимира Райберга – писателя, художника и барда из Москвы. Мы были на связи практически постоянно. И хотя нас разлучали тысячи километров и общение было более эпистолярным – но талант писателя, его душевность и человечность не имели границ и лились буквально из каждой его строчки. Владимир являлся постоянным автором нашего культурно-публицистического журнала „Новый Ренессанс“. В интернете чаще всего Владимира упоминают в связи со смертью его сына Игоря Сорина, некогда бывшего солистом группы „Иванушки International“, – с подачи Владимира и мне довелось прожить по его воспоминаниям как радостные, так и трагические минуты его самого и близких ему людей, которые нашли отражение в наших публикациях и выпущенных у нас книгах. И я заявляю, что Владимир Райберг многосторонняя и более чем талантливая личность! И то, что нам довелось не только быть знакомыми, но и общаться, – считаю лучшим подарком в моей жизни!»  — президент МГП Лада Баумгартен.

Ссылки

Владимир Райберг: Счастье приходит как результат труда
Ведь если не мы, то кто?..
Поэзия

Логин

Забыли пароль?